В то время как многие страны-члены ОЭСР реализуют "Vision Zero" - политику нулевой терпимости к смертям на дорогах, Израиль отстает в этом вопросе. 2024 год стал самым кровавым годом на дорогах Израиля за 18 лет, а 2025 год, как ожидается, станет еще более смертоносным. На общем мрачном фоне светлым пятном выделяется Тель-Авив, где наблюдается последовательное снижение числа жертв благодаря реализации в жизнь политики нулевой терпимости к смертям на дорогах.
"Vision Zero" - международная программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП. Концепция строится на принципе "нулевой терпимости" к смертности на автодорогах и предусматривает их проектирование с точки зрения безопасности движения.
В основе программы "Vision Zero" лежат два этических принципа: нетерпимость к гибели или тяжелому травмированию людей и недопустимость отношения к подобным авариям как к неизбежному злу автомобилизации. Благодаря этому программа также получила название "принцип нулевой терпимости".
Помимо этого, концепция возлагает ответственность за дорожную безопасность в первую очередь на проектировщиков и строителей. Они обязаны учитывать человеческий фактор на этапе строительства, минимизировав вероятность ДТП. Предположительно, "человек несовершенен", он может ошибаться за рулем, а, будучи пешеходом, склонен выбирать способ перемещения, безопасный лишь на его субъективный взгляд. Кроме того, проектировщики должны заботиться в первую очередь о безопасности и удобстве улиц для всех участников дорожного движения, а не о скорости и удобстве передвижения на авто.
Реализация "Vision Zero" в Тель-Авиве
Если в 2021 году в результате дорожно-транспортных происшествий в Тель-Авиве погибло 20 человек, 203 получили тяжелые ранения и 1485 получили легкие ранения, то в 2024 году цифры сократились: 14 погибли, 189 получили серьезные ранения и 513 получили легкие ранения. И это в то время, когда 2024 год был особенно кровавым с точки зрения жертв в ДТП по всей стране.
В муниципалитете Тель-Авива заявляют, что на 72% улиц города скорость движения уже ограничена 30 км/ч, и планируется значительно расширить площадь улиц с замедленной скоростью движения автотранспорта. В итоге за исключением около 20 центральных дорог города, где будет сохранен высокий уровень скорости, на остальных дорогах скорость будет снижена до 30 км/ч.
Способы у муниципалитета сделать это разнообразны, и дорожные знаки и покраска являются лишь одним из средств. В муниципалитете Тель-Авива подчеркивают, что усиливают замедление движения на улицах еще и за счет изменения разбивки дорог - расширение велодорожек за счет проезжей части требует более медленного передвижения. Кроме того, муниципалитет использует полосы замедления.
14 метров до остановки вместо 27 метров
Исследование, проведенное Национальным управлением безопасности дорожного движения (РАЛБАД) в 2020 году, показало, что скорость имеет большое значение при движении в городах. Увеличение на 5 км/ч средней скорости в диапазоне 30-40 км/ч может привести к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом на 70%.
Говоря простыми словами, с момента обнаружения водителем опасности до момента нажатия на педаль тормоза в среднем проходит около одной секунды, а расстояние между нажатием педали тормоза и остановкой автомобиля определяется рядом переменных, в том числе скоростью движения. Так, при скорости 30 км/ч автомобиль полностью остановится через 14 метров, а при скорости 50 км/ч остановка произойдет только примерно через 27 метров.
Поэтому, начиная с 1970-х годов, города и страны по всему миру начали действия по замедлению дорожного движения. В Израиле для этого даже были написаны рекомендации по планированию, но на практике в большинстве городских центров, построенных после образования государства, дороги широкие, и транспортные средства ездят по ним с большой скоростью.
Следует отметить, что замедление движения является важной частью национального плана обеспечения безопасности дорожного движения, наряду с усилением правоприменения, образованием и изменениями в инфраструктуре. Но этот план никогда и не был заложен в бюджет, и его реализация так и не началась
Жители Тель-Авива отказываются от личного автомобиля
В прошлом году в Тель-Авиве произошла трансформация привычек использования транспорта: 19% воспользовались общественным транспортом, 17% - передвигались на велосипедах или самокатах и 17% - пешком. Таким образом, только 47% трафика пришлось на личный автомобиль.
Сегодня в Тель-Авиве около 185 км велосипедных дорожек, 53 км из которых размечены только за последние пять лет, а к 2028 году планируется построить 250 км дорожек. Среднее количество поездок в городе, которое в 2016 году составляло около 93 тысяч в день, подскочило во времена пандемии коронавируса до 160 тысяч в день и сейчас составляет 179 тысяч в день.
Количество пользователей личных автомобилей в городе также снизилось и благодаря появлению трамвая. Например, легкорельсовый транспорт перевозит в среднем около 110 000 пассажиров в день. Хотя эта цифра вдвое ниже ожидаемой, трамваем пользуется множество владельцев личного транспорта, особенно на подземном и скоростном участках.
Тель-Авив не рад прибывающим на автомобилях иногородним
С 28 мая прошлого года муниципалитет Тель-Авива повысил стоимость парковки на улицах города для иногородних водителей с 6,70 до 12 шекелей в час. Решение было одобрено муниципальным советом еще в мае 2022-го. Ранее мэр Тель-Авива Рон Хульдаи заявлял, что стоимость парковки повышается с целью сократить количество въезжающих в город автомобилей и поощрить переход на общественный транспорт.
Читайте также
Для города, в который каждое утро на работу прибывают сотни тысяч израильтян, повышение стоимости парковки в любом случае выигрышно, так как, даже не снизив число прибывающих автомобилей, он вдвое увеличит поступления за парковку в городскую казну.
Городские власти полагают, что цена в 6,7 шекеля в Тель-Авиве не отражает истинной стоимости парковки, поскольку на частных стоянках за час могут взимать 30 шекелей и более.
Тель-Авив стал первым городом в Израиле, повысившим стоимость парковки по следам утвержденной министерством финансов реформы. До выхода министерства финансов с инициативой повышения стоимости "сине-белой" парковки в городах максимальную цену устанавливали министерства транспорта и внутренних дел, и в рамках этого ограничения каждый муниципалитет определял стоимость парковки на своей территории. Во многих случаях цена парковки значительно ниже максимальной, а есть муниципалитеты, которые вообще не взимают плату.