На сегодняшний день, согласно данным министерства транспорта, более 660 тысяч автомобилей в Израиле (порядка 16% от общего количества автомобилей) имеют знак инвалида и только за последние два года их количество выросло на 50%. Говорит ли это о том, что Израиль фактически является страной людей с физическими ограничениями, значительно обоняя другие страны? В США соотношение составляет 10%, в Канаде - 7,4%, в европейских странах - около 5-6%.
Столь высокий процент автомобилей со знаком инвалида можно попытаться объяснить особой ситуацией с безопасностью в Израиле, находящей отражение в пострадавших в терактах и во время боевых действий. Но на самом деле все намного прозаичнее, как это очень часто происходит в нашей стране. Виноваты выдающееся стремление израильтян к побочному заработку и непродуманная система, в данном случае - выдачи знаков инвалида для автомобилей.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Сотни тысяч знаков были выданы незаконно
Сегодня утром, в понедельник, полиция сообщила об аресте восьми подозреваемых и еще 12 человек по подозрению в незаконной выдаче знаков инвалида для автомобилей. Среди подозреваемых есть и врачи.
По данным министерства транспорта, к 2020 году было выдано около 90 тысяч знаков инвалида для автомобилей, а в 2024 году их число уже достигло 665 тысяч. По оценкам полиции, подозреваемые несут ответственность за выдачу сотен тысяч знаков инвалидов. По подозрению, знаки были выданы с согласия минтранса после того, как были использованы медицинские документы, свидетельствующие о проблемах с передвижением заявителей, однако на практике люди были полностью здоровы, а медицинские документы - подделаны.
В рамках расследования полиция намерена допросить сотни подозреваемых, получивших знаки инвалидов, хотя они не имели на них права. В полиции заявляют, что намерены провести повторную проверку десятков тысяч полученных знаков, и не исключено, что значительная часть таких знаков будет аннулирована. По данным минтранса, потери доходов государства от дорожных сборов достигают сотен миллионов шекелей в год.
Секрет Полишинеля: необязательно быть инвалидом для получения знака инвалида
Давно известно, что сегодня совсем не обязательно действительно испытывать трудности с передвижением из-за инвалидности, чтобы получить знак инвалида для автомобиля. Посреднические компании предлагают свои услуги за 1920 шекелей, что в целом недорого, учитывая хотя бы тот факт, что инвалид не должен платить ежегодный сбор для владельцев автомобилей в размере более тысячи шекелей.
Появление посредников, умеющих выбивать из министерства транспорта знаки инвалидов для своих клиентов, привело к тому, что за последние два года их количество выросло с 406 тысяч до 613 тысяч, то есть на 50%.
Нет ничего удивительного, что спрос на знак инвалида для автомобиля постоянно растет: еще до начала войны "Железные мечи" ежемесячно выдавали до 10 тысяч новых знаков инвалида. Ведь такой знак - своего рода решение проблемы парковки в любом месте.
Следует отметить, что, даже если на тротуаре или в другом запрещенном для парковки месте припарковался не имеющий проблем с передвижением водитель, на автомобиле которого есть знак инвалида, сделать с этим ничего нельзя. Проверить право водителя на парковку может только сотрудник полиции и только в момент парковки. Подобное совпадение может произойти исключительно редко.
Несовершенные правила оставляют без парковки тех, кто в ней нуждается
На сегодняшний день знак инвалида закреплен не за человеком, а за автомобилем. Инвалид, в распоряжении которого несколько автомобилей, может получить дополнительный знак, но не более двух. По данным, опубликованным министерством транспорта два года назад, на каждого инвалида приходится в среднем полтора знака.
В 2018 году поступило предложение привязывать знак инвалида, предоставляющий право парковаться на специальных местах, не к регистрационному номеру автомобиля, а к самому инвалиду. Инициатор законопроекта, скончавшийся в 2022 году депутат кнессета Илан Гилон, страдавший от инвалидности в конечностях и передвигавшийся с помощью инвалидного кресла, полагал, что нововведение расширит возможности доступа инвалидов к парковочным местам, а также позволит ограничить использование специальных парковок не инвалидами - зачастую вторым знаком пользуются люди, не имеющие ограничений, занимая таким образом особые стоянки исключительно ради собственного удобства.
Но законопроект не получил поддержки, и по-прежнему, в отличие от других стран, знак инвалида в Израиле закреплен за автомобилем, а точнее за двумя. В настоящее время знаки выпускают без указания регистрационного номера автомобиля (на талоне указано, что данные автомобиля содержатся в реестре отдела прав и лицензий).
Владельцы автопарковок и представители органов местной власти, а также представители общественности могут проверить номер автомобиля в базе данных, которая обновляется каждую ночь. В ней содержатся все автомобили, на которые зарегистрированы знаки для инвалидов.
Еще одна лакуна в системе позволяет не возвращать знаки инвалида тем людям, которые более не испытывают сложностей с передвижением. С марта 2019 года парковочные талоны действуют пожизненно, тогда как ранее их действие было необходимо продлевать каждые восемь лет.
Все это создает неудобства прежде всего самим инвалидам, так как те из них, кто действительно испытывает трудности с передвижением, не могут найти свободную стоянку, предназначенную для людей с ограничениями.
Чтобы как-то исправить ситуацию, в министерстве транспорта намерены разработать правила, закрепляющие часть предназначенных для инвалидов парковочных мест для передвигающихся в инвалидном кресле. Пока неизвестно, когда именно это произойдет.
Кому полагается знак инвалида?
Согласно сайту Службы национального страхования, инвалиды, соответствующие одному из нижеперечисленных критериев, имеют право на получение знака:
• инвалиды, нуждающиеся в транспортном средстве для передвижения в связи с инвалидностью ног;
• инвалид со степенью инвалидности не менее 60%, если передвижение по дорогам без транспортного средства может отрицательно сказаться на состоянии его здоровья;
• инвалид, испытывающий ограничения в ходьбе и нуждающийся в инвалидной коляске для передвижения.
Читайте также
- Плата на парковках будет взиматься за каждую минуту с первого часа парковки
- Как работает система автоматической парковки
- Арендуете автомобиль в Европе? Не оплачивайте парковку с помощью QR-кодов
- Как заставить людей не парковать машины слишком близко к своей: необычный лайфхак
- Известную израильскую компанию оштрафовали за услуги по парковке
Виды знаков для инвалидов
• Обычный парковочный талон для инвалидов (с зеленым треугольником)
• Парковочный талон с инвалидной коляской (с синим прямоугольником)
• Обычный парковочный талон для инвалидов министерства обороны (с зеленым треугольником и анемоном)
• Парковочный талон с инвалидной коляской министерства обороны (с белым прямоугольником и анемоном)
Следует отметить, что закон о парковках для инвалидов не делает различий между видами знаков для инвалидов.