Одним из таких автомобилей можно смело считать главный "членовоз" страны ГАЗ-13. Машина выпускалась на протяжении 20 лет и вобрала в себя все лучшее из второй половины XX столетия. Как это часто бывает, за годы "Чайка" обросла множеством историй и мифов.
1. Действительно ли "Чайку" нельзя было купить в СССР?
ГАЗ-13 "Чайка" 1958 года выпуска купить в годы советской власти было нельзя. Машина просто не продавалась в частные руки. Выпускалась она небольшим тиражом. Не продавали "Чайку" по нескольким причинам, но в первую очередь потому, что была она страшна дорогой. Поэтому даже установленной "твердой" рыночной цены у автомобиля в отличие от почти всех остальных товаров в СССР не было. Гражданам оставалась только догадываться, сколько стоит эта машина. Высокой цена у "Чайки" была потому, потому что для своего времени она смогла собрать множество инноваций и передовых технологических решений. Хотя машину нельзя было купить, ее часто дарило государство наиболее выдающимся гражданам. Например, ГАЗ-13 был у Юрия Гагарина.
2. Зачем нужна была машина, которую нельзя было купить?
Сегодня существует рынок элитных автомобилей. Каждый из немногих, у кого есть такие деньги, может выбирать из огромного многообразия машин, брендов и начинки. Хотя в Советском Союзе были дорогие модели "народных" автомобилей, "элитной" техники в современном смысле не существовало. Тем не менее, создавалась "Чайка" как раз для элиты советского государства - партийного руководство. Конечно же, не всех членов партии, а лишь наиболее важных - первых лиц государства. По сути "Чайка" была правительственным лимузином. Подавляющее большинство автомобилей числилось в так называемом ГОНе - Гараже особого назначения. Когда-то для этих же целей создавался ГАЗ-М1 "Победа".
3. Действительно ли "Чайку" скопировали?
Одной из самых популярных легенд о ГАЗ-13 является утверждение о том, что автомобиль полностью скопировали с американских образцов. Это не так, ну или во всяком случае не совсем так. Иностранные машины действительно изучались советскими конструкторами, в частности машины Packard Patrician и Packard Caribbean. В отличие от конструкторов американского седана и кабриолета, советские конструкторы были не стеснены в фантазиях и могли "пихать" в будущую "Чайку" все, что покажется симпатичным. Другими словами - не экономили.
4. Правда ли, что в ГАЗ-66 "Шишиге" стоит двигатель от "Чайки"?
ГАЗ-13 вобрал в себя множество инноваций, что позволяло машине оставаться в строю на протяжении почти 20 лет. Делать новую для ГОНа просто не было нужды: "Чайка" была красивой, комфортабельной, стильной, а самое главное - достаточно производительной. Оснастили автомобиль V-образной "восьмеркой", которая также была создана под влиянием американских технологий. Никто, собственно, и не скрывал, что вдохновлялись тогдашним V8 от компании "Крайслер".
Впрочем, своих решений в советском двигателе хватало: поршни и ряд прочих компонентов двигателя из алюминия - это настоящий прорыв для своего времени. Благодаря этому мотор был более долговечным, надежным и при этом легким. При максимальной скорости в 160 км/ч до "сотни" ГАЗ-13 разгонялся за 20 секунд. Хороший показатель для 1959 года. Что же касается "Шишиги", то в ней стояла не та самая "восьмерка" из ГАЗ-13. Однако, V8 двигатель оказал серьезное влияние на разработку почти всех последующих силовых агрегатов Горьковского завода.
Читайте также
- 7 редких советских автомобилей, о существовании которых многие не догадывались
- Какие автомобили советский автопром делал специально для НКВД и КГБ
- Ну-ка, "Чайка", отвечай-ка. Звезды советского автопрома и их прототипы
- Все автомобили Юрия Гагарина
- Какая связь между Чебурашкой и репатриацией советских евреев
5. Что еще интересного было в "Чайке" помимо дизайна и новейшего двигателя?
ГАЗ-13 в 1959 году стал настоящим пылесосом инноваций. Советские конструкторы постарались запихнуть в новую машину все, что только смог придумать человеческий инженерный гений. Например, в "Чайке" уже были такие новшества для своего времени как кондиционер и стеклоподъемники с электронным приводом. В дальнейшем машина дорабатывалась и модернизировалась с каждой новой серией, правда не радикально. Всего в СССР было произведено порядка 3179 автомобилей ГАЗ-13. Средний годовой выпуск составлял около 150 автомобилей.