"Поехали!" — произнес первый космонавт Юрий Гагарин во время старта космического корабля "Восток" 12 апреля 1961 года. После этого простой русский парень говорил "Поехали!" только водителю персонального автомобиля.
Об автомобилях, которыми Гагарин пользовался после полета, известно многое, поскольку любое появление покорителя космоса на публике фиксировалось современниками — на кадрах фотохроники, на газетных передовицах запечатлен и сам космонавт, и его машины.
Зато автомобили старшего лейтенанта Гагарина (после полета летчику присвоили звание майора, а затем космонавт дорос до полковника) остаются загадкой. Многие считают, что до 1961 года Юрий Алексеевич личным транспортом не владел, что вполне логично: зачем старлею без водительского удостоверения нужна машина?
Впрочем, знатоки истории утверждают, что будущий космонавт, являясь настоящим фанатом технического прогресса, незадолго до покорения космоса приобрел шикарный "членовоз" ГАЗ-12 «ЗИМ за 8000 рублей. Но откуда такие деньги?
Получал Гагарин совсем немного: его месячная зарплата составляла 150 рублей! По легенде, чтобы завладеть "прорывом советской автомобильной техники", летчик занимал деньги "под будущий космический полет", и, совершив покупку, постоянно восхищался машиной. Насколько пересказанная нами легенда правдива, история умалчивает.
Читайте также
Зато точно известно, что 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин довезли до стоявшего на старте пилотируемого корабля "Восток-1" на бело-голубом автобусе ЛАЗ-695Б . При этом за несколько минут до посадки внутрь корабля Юрий Алексеевич справил нужду на колесо автобуса — туалетов на стартовом комплексе тогда не существовало.
А сегодня каждый российский космонавт-мужчина, по заведенной Гагариным традиции, просит водителя остановить автобус, чтобы увлажнить переднее правое колесо... А вот встречал Гагарина отнюдь не автобус, а шикарный кабриолет!
Машину, которая ожидала первого космонавта возле правительственного павильона аэропорта Внуково, зачастую называют Чайкой. Но тогда Чайка считалась машиной министерской, а высших чиновников и прочих небожителей возили исключительно на "членовозах" ЗИЛ-111 — этот автомобиль стилистически действительно напоминал Чайку, но превосходил ГАЗ-13 по габаритам и классовой принадлежности. Гагарина и Хрущева (первый секретарь пожелал лично встретить космонавта) до Кремля доставили на роскошном кабриолете ЗИЛ-111В голубого цвета.
Кстати, Гагарин после космического полета получил служебный автомобиль и персонального шофера. Однако, вопреки распространенному заблуждению, гагаринской персоналкой оказалась не солидная Волга и не представительская Чайка, а простенький внедорожник ГАЗ-69, на которых ездили командиры воинских частей и председатели богатых колхозов.
Возил Гагарина не водитель-профессионал из кремлевского гаража особого назначения, а простой сержант из ближайшей авиачасти. Личную Волгу и служебную Чайку герою космоса одобрили, но немного позже.
В 1961 году Юрий Гагарин на общих основаниях сдавал экзамены на водительские права. Принимавший экзамен инспектор позднее напишет, что отвечал Юрий Алексеевич словно автомат, отлично выполнил разводку на картах.
Тогда советское правительство подарило Гагарину личную Волгу ГАЗ-21. Эта машина, окрашенная престижным по тогдашним временам черным цветом, получила небесно-голубую отделку салона и максимальное количество хромированных молдингов на кузове. Номера первому космонавту тоже достались не совсем обычные - 78-78 мод.
Кстати, многие современники вспоминают и другую гагаринскую Волгу. Очень часто Юрий Алексеевич появлялся на бежевой "двадцать первой" с именными номерами 12-04 юаг - 12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин. Дальнейшая история этого седана неизвестна, хотя номера 12-04 юаг нередко видели на Кутузовском проспекте, где проживал "дорогой Леонид Ильич".
Также неизвестна судьба небесно-голубого кабриолета Чайка, который космонавту торжественно передали работники Горьковского автозавода: на этом автомобиле космонавта видели на дорогах Сочи.
В 1962 году Юрий Гагарин и Андриан Николаев посетили город Чернигов. И хотя программа пребывания была расписана по минутам, организаторы мероприятия забыли подготовить открытый автомобиль для проезда космонавтов вокруг стадиона.
Чтобы выполнить задание партийного начальства, местные милиционеры пошли на хитрость: "позаимствовали" оставленный без присмотра возле стадиона ГАЗ-69, а после завершения торжеств машину вернули на место. Интересно, что хозяйка "козлика", присутствовавшая на торжествах, свой автомобиль на дорожке стадиона не узнала!
Будучи известным шутником, однажды Юрий Алексеевич решил разыграть друга-космонавта Александра Матинченко, который приобрел личный автомобиль. Гагарин ночью собрал группу друзей, выгнал собственную машину из гаража, куда закатил покупку Матинченко.
Чтобы "замести следы", первый космонавт попросил прислать снегоуборщик, а затем позвонил коменданту Звездного городка и предупредил, что исчезновение автомобиля — это дружеский розыгрыш, и попросил не выдавать себя. Как отреагировал на дружескую шутку Александр Николаевич, история умалчивает...
Однажды Юрий Гагарин побывал во Франции, где посетил фирму Matra, производившую ракетно-космическую технику и попутно занимавшуюся выпуском автомобилей. Там первому космонавту приглянулось двухместная Matra-Bonnet Jet VS, которую отличали пластиковый кузов, заднемоторная компоновка, независимая подвеска и дисковые тормоза. Когда Гагарин вернулся на родину, во дворе посольства Франции космонавта поджидал прекрасный подарок — Matra небесно-голубого цвета, которая сегодня принадлежит известному коллекционеру из Литвы.
В 1968 году Юрий Гагарин обычно передвигался на служебной «Чайке», но до места последнего полета он отправился на вахтовом автобусе ЛАЗ. Не успела маршрутка отъехать от Звездного городка, как Гагарин попросил водителя остановиться, чтобы вернуться за забытым пропуском.
И хотя коллеги решительно возражали (дескать, возвращаться — примета плохая), первый космонавт, отправился домой… На память потомкам-автомобилистам от великого человека остались французская Matra да старенькая Волга черного цвета 78-78 мод.
Алексей Кованов
Фото: АР