Читайте также
Выборы подошли к концу, и скоро мы узнаем, кто станет следующим министром финансов, министром внутренней безопасности и министром транспорта. Но уже известно, с какими вызовами им придется столкнуться, пишет "Калькалист".
Многие израильтяне ставят приобретение автомобиля на второе место в списке потребительских предпочтений после покупки жилья, однако личный транспорт постепенно превращается в предмет роскоши.
Министр финансов
Налог на покупку нового автомобиля в Израиле на сегодняшний день составляет 83%. Добавьте к этому выплату "зеленого" налога, который может разниться от нуля до 15 тысяч шекелей - в зависимости от уровня загрязнения воздуха, производимого машиной.
Казалось бы, все логично. Те, для кого это важно, получат хорошую скидку, приобретя более экологически чистый транспорт. А те, кому все равно, заплатят по полной. Однако не все так просто.
Во-первых, налог на покупку - 83% - является одной из самых высоких в мире. Согласно данным исследования, проведенного Иерусалимским институтом исследования рынков, израильский налоговый сбор превышает аналогичный европейский в 5 (пять!) раз.
Во-вторых, хотя израильская система и поощряет приобретение экологичных автомобилей, однако в основном это компактные машины, но подавляющему большинству израильтян требуются не они, а семейные автомобили. К тому же, потребителя искусственно вынуждают приобретать компактный транспорт.
Изменение системы налогообложения владельцев автомобилей потребует непростой борьбы, так как принесет к сокращению налоговых поступлений в казну.
Помимо этого, для того, чтобы привнести равенство на рынок транспорта, министру финансов следует вмешаться в ситуацию, когда человек получает автомобиль от работы.
На сегодняшний день требуется платить налог в размере 2.48% от стоимости машины по ценнику. То есть, если автомобиль стоит 100 тысяч шекелей, следует добавить 2480 шекелей к его стоимости брутто в виде налога. Это значительно больше, чем платили владельцы автомобилей от работы до 2010 года, но раньше этот налог высчитывался иначе.
Да, новый вариант подсчета этого налога приводит к большему равенству, но создает новую проблему. В большинстве случаев владельцы автомобилей от работы предпочитают использовать их по максимуму, чтобы сократить свои расходы. И вот результат - по данным ЦСБ, в то время как большинство автовладельцев пытались сэкономить и меньше ездить, когда цена на бензин была высокой, водители, имеющие автомобиль от фирмы, ездили на нем больше.
В 2014 году автомобиль, приобретенный по системе лизинга проезжал в среднем 31.2 тысячи километров в год, а частный автомобиль - всего 14.4 тысячи километров. Разумеется, компании поощряют работников транспортом для того, чтобы те могли добираться на нем на работу, но даже за вычетом поездок в офис разница ощутимая.
В проекте Законопроекта о хозяйственном регулировании от 2013 года фигурировал пункт, посвященный этой проблеме. Предлагалось изменить систему налогообложения подобных автомобилей, сократив налог на корпоративную покупку, но увеличив налог на использование топлива. Однако под давлением лоббистов, этот пункт в конечном итоге исключили из текста.
Если следующий министр финансов возьмется за решение этой проблеме, ему придется противостоять крупным компаниям и объединениям предпринимателей, которые не обрадуются нововведениям.
Министр внутренней безопасности
Три года назад был запущен проект "Алеф 3", в рамках которого по всей стране установлена сеть камер наблюдения, фиксирующих скорость передвижения.
Стоимость установки одной такой камеры для налогоплательщика составляет 147 тысяч шекелей. Но затем она начинает приносить "прибыль" - "лихачи" получают штрафы в размере от 250 до 750 шекелей в зависимости от того, насколько превышена скорость.
Логика проста - опасаясь штрафа, водитель станет ехать медленнее, и это сократит число ДТП на трассах страны. Однако практика показывает иное - число аварий на дорогах не только не сокращается, но, наоборот, только продолжает расти. Камеры не делают шоссе более безопасными, и у них остается единственная функция - собирать урожай штрафов в пользу государства.
Сейчас существует множество мобильных приложений, предупреждающих водителей о том, что они приближается к такой камере. В результате, они сбавляют скорость перед камерой, а затем продолжают быстро ехать дальше.
К тому же, появляется все больше свидетельств тому, что видеокамеры у обочины вовсе не настолько эффективны в предотвращении ДТП, как полагали раньше. Так, по данным ЦСБ, из общего числа дорожных аварий, совершенных в 2013 году, менее 1% из них связаны с тем, что водители превышали скорость.
Следующему министру внутренней безопасности придется разбираться в этом вопросе. С одной стороны, речь идет о "курице, несущей золотые яйца". С другой - камеры не справляются со своей основной задачей - предотвращением ДТП.
Перенос камер, фиксирующих скорость в пределы города, внедрение более совершенных технологий измерения скорости и ликвидация неэффективных камер - все это спасет жизни, но ударит по карману.
Министр транспорта
Уже много лет Израиль пытается равняться на европейские столицы в вопросах транспорта. В частности, речь идет о налогообложении транспорта, загрязняющего атмосферу, а также ограничении на его въезд в определенные районы города для снижения их загазованности. В качестве альтернативы водителям предлагается пользоваться общественным транспортом.
В Лондоне, Милане и Риге подобная схема работает успешно. Однако Минтранс торпедирует предложения о платном въезде на территорию города подобным водителям, так как это "является очередным способом налогообложения граждан".
Но некоторые подобные инициативы предлагают не только кнут, но и морковку. Например, тем, кто платит за въезд в черту города предлагают сократить налог на покупку.
Министр транспорта Исраэль Кац жестко и однозначно высказался по этому вопросу, заявив, что подобная оплата вводиться не будет.
Как стало известно, существует еще один план, уже одобренный гендиректором Минтранса Узи Ицхаки, по которому водители станут платить пошлину в зависимости от того, с какой скоростью ездят по шоссе. Впрочем, официально представители министерства отрицают факт существования подобной программы.
Однако направление задано - общее снижение налогообложения автовладельца за счет увеличения пошлин за въезд на территорию города и езду на скоростных шоссе. Следующий министр не сможет это игнорировать. А для того, чтобы речь не шла лишь о введении новых поборов, потребуется сотрудничество с Минфином для введения различных льгот.