• Водитель
  • Машина
  • Дорога
  • Все публикации

Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+22+13
Иерусалим
+18+10

Автомир

А
А

"Дороги назад нет". Как Европа решила заглушить бензиновые двигатели

В 2035 году Евросоюз полностью запретит продажу автомобилей с традиционными моторами. Действительно ли это возможно и что говорят в индустрии.

Михаил Конончук
07.11.2022
Источник:Autonews - РБК
Фото: ShutterStock

В конце октября европейские власти приняли решение, которое не назвать иначе как судьбоносным: начиная с 2035 года в 27 странах Евросоюза нельзя будет поставить на учет ни одного нового автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, даже если он входит в состав гибридной силовой установки. Это уже не размышления и гипотезы - спусковой крючок нажат, пуля выпущена, и через 12 с небольшим лет она остановит сердце традиционного автопрома Старого Света. Во всяком случае, так это выглядит сейчас.

Масштабы надвигающихся перемен еще только предстоит осознать: совсем недавно полный запрет ДВС в Европе казался не более чем фантастической идеей, но теперь это почти неотвратимая реальность. Оливер Ципсе, глава BMW и председатель Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), прокомментировал это настолько емко, насколько позволяют правила политического приличия: "Это экстремально долгоиграющее и абсолютно беспрецедентное решение. Евросоюз станет первой и единственной частью света, полностью перешедшей на электрокары. И не надо себя обманывать: всей индустрии предстоит преодолеть множество испытаний, чтобы выйти на нужные объемы производства".

Кроме того, Ципсе добавил, что реализация принятого плана невозможна без обеспечения европейскими властями необходимой инфраструктуры - в частности, строительства бесшовной сети зарядных станций, как частных, так и общедоступных. А еще глава BMW подчеркнул, что производителям необходим доступ к критически важному для производства сырью. Autonews.ru уже писал о мировом дефиците лития для производства батарей, и это может стать одним из тех факторов, которые сильно усложнят дело.

"Принятое решение поднимает множество вопросов, на которые пока нет ответа, - предостерег Оливер Ципсе. - Например, то, как Европа собирается гарантировать доступ к стратегически важным материалам для электромобилей. Если ЕС хочет быть пионером устойчивой электромобильности, доступность сырья должна быть полностью обеспечена. В противном случае мы можем оказаться зависимы, и подобные угрозы уже увидели другие экономические регионы".

Пусть Ципсе и не конкретизировал, о каких регионах речь, для сравнения можно посмотреть на Китай. Сегодня это самый крупный в мире рынок электромобилей с индустрией, которая на протяжении последних 10 лет активно подпитывалась государством - как в плане прямых вложений, так и с точки зрения стимуляции клиентов. За один лишь 2021 год в КНР было продано 3,5 млн электрокаров - это около 15% местного рынка и втрое больше, чем в Европе. Согласно прогнозам, к 2035-му эта доля должна вырасти до 50-60%, но никак не до ста - о полном запрете ДВС речи даже не идет!

Что же сподвигло Европу на столь резкие перемены? Ответ прост: стратегия под названием "Fit for 55". Согласно этому плану, уже к 2030 году страны ЕС должны сократить выбросы вредных газов в атмосферу на 55% по сравнению с 1990 годом, а к 2050-му - перейти к полной углеродной нейтральности. Сейчас же на автомобили, согласно подсчетам экспертов, приходится 12% от суммарного "выхлопа" Старого Света, а на транспортную индустрию в целом - четверть.

Возможно, тут вы немного потерялись в цифрах: почему, дескать, в общем плане фигурируют 2030 и 2050 годы, а ДВС запретят с 2035-го? Промежуточная точка все же есть: к тому же 2030-му уровень выбросов новых автомобилей должен сократиться на те же 55% - только не относительно 1990-го, а по сравнению с 2021-м. А внятного объяснения, почему бы не ввести полный запрет к заветному 2050-му, никто не дает. Похоже, простое объяснение звучит так: машины назначены "крайними", а их производителей поставили перед фактом, особо не вдаваясь в детали.

За несколько дней до официальной публикации решения Карлос Таварес, глава альянса Stellantis, называл его "чисто догматическим" и призывал найти более прагматичный и здравый способ полного перехода на электротягу. О том, что индустрия реально способна провернуть такую операцию всего за 12 лет, с уверенностью сейчас не говорит никто: риторика максимум сводится к чему-то вроде "мы в вас верим, у вас все получится".

Вот, например, комментарий исполнительного зампредседателя Еврокомиссии Франса Тиммерманса: "Европейские производители уже доказывают, что могут справляться с вызовами, они выпускают на рынок все больше электромобилей, одновременно делая их более доступными. Скорость, с которой происходили изменения на протяжении последних лет, просто выдающаяся". Видите здесь что-нибудь про четкую стратегию и детально проработанные планы? Правильно, не видите - потому что их, судя по всему, пока нет.

Но эко-активистам мало и этого - например, Лорелей Лимузен из европейского офиса Greenpeace раскритиковала ЕС за медлительность: "Евросоюз выбрал длинную дорогу, которая приведет к катастрофе. Запрет автомобилей на ископаемом топливе к 2035 году - это недостаточно быстро, нужно вводить его максимум к 2028-му. Прекрасный пример того, как за радостными заголовками политики в очередной раз прячут свою неспособность повлиять на проблемы климата".

И даже если отбросить радикальную риторику гринписовцев, общее настроение не поменяется: похоже, в Старом Свете уже окончательно поставили знак равенства между ДВС и вселенским злом. "Европейские правительства приняли историческое решение по запрету машин, загрязняющих воздух, - говорит Юлия Полисканова, старший директор Европейской федерации транспорта и защиты окружающей среды. - Сегодня сделан большой шаг в борьбе за климат, и конец двигателей внутреннего сгорания - это отличные новости. Только давайте не тратить время и силы на альтернативные виды топлива, а сосредоточимся на электричестве".

Альтернативное топливо, о котором говорит Полисканова, - последняя надежда адептов традиционных моторов. В новом законе оставлен "черный ход", теоретически позволяющий сохранить двигатели внутреннего сгорания и после 2035 года, если они будут работать на синтетическом топливе, полученном из возобновляемых источников - таком, как биоэтанол, который уже используется в "Формуле-1". Еще один вариант - водород, с которым сейчас активно экспериментируют в компании Toyota.

Кроме того, в европейском законе предусмотрена так называемая "поправка Ferrari" - отсрочка до 2036-го для компаний, выпускающих от одной до десяти тысяч машин в год. Еще более мелких производителей, с тиражами ниже тысячи экземпляров, трогать не будут вовсе. И это хорошие новости для энтузиастов: похоже, возможность приобрести "допотопное рычащее чудище" до конца все-таки не отнимут. И кстати, никто не регламентировал число этих сверхмалых производителей, так что теоретически их может быть хоть миллион, верно? ..

Впрочем, это уже фантазии, а общий вектор уже принят и зафиксирован. "Дороги назад нет, жизнь двигателей внутреннего сгорания подходит к концу, - комментирует Фердинанд Дуденхоффер из немецкого Центра автомобильных исследований (CAR). - Америка и Китай тоже четко двигаются по направлению к электромобилям, а пункт про альтернативные виды топлива представители европейской промышленности не рассматривают всерьез".

Насколько выполнимым окажется этот план, прямо сейчас предсказать невозможно - особенно на фоне энергетического кризиса в самой Европе. Где брать столько энергии? Кто и на какие деньги будет отстраивать инфраструктуру? С другой стороны, это проблемы стран, а не автомобильных компаний - а те уже давно рапортуют о готовности к "смене ориентации". Volkswagen готов ампутировать себе ДВС уже к 2033-му, где-то к 2030-му собираются расстаться с поршнями Ford, Volvo, Mini и бренды концерна Stellantis, а Jaguar полностью откажется от топлива уже через три года.

В конце концов, до "часа икс" еще 12 лет - чуть больше, чем прошло с момента дебюта Tesla Model S. Кто-то мог тогда представить, чем окажется для всей индустрии электрическая игрушка Илона Маска?

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке