Плохая новость: первый квартал 2022 года стал рекордным по угону автомобилей в Израиле, и что еще хуже - похоже, такая тенденция будет только развиваться. Это данные, которые следуют из оперативных отчетов компаний "Пойнтер" и "Итуран", которые занимаются поиском и возвратом угнанных автомобилей.
Данные двух компаний показывают невиданную ранее специализацию воровских шаек, небывалые уровни изощренности, планирования и смелости. Обе компании основывают свою оценку на продолжении тенденции роста цен на запчасти из-за трудностей с производством, поставками и транспортировкой в результате эпидемии "короны" и боевых действий в Украине. Эти факторы - двигатель роста угонов автомашин.
Нет безопасного времени
Банды воров, финансируемые преступными организациями, состоят из нескольких "специалистов", каждый выполняет вполне определенную задачу в ходе упорядоченных и спланированных действий. На первом этапе действуют разведчики. Они патрулируют заранее определенные области в соответствии с делением территории между преступными кланами.
Разведчики находят автомобили, подходящие взломщикам, которые специализируются на краже автомобилей определенного производителя. Они собирают информацию не только о местонахождении машин, их доступности и оптимальном времени угона, но также о полицейских патрулях в этом районе.
Также произошли тревожные изменения в часах угона. Если в прошлом году, да и в предыдущие годы, кражи совершали в основном ночью, с 22:00 до 5:00, то в первом квартале 2022 года - круглосуточно, то есть "безопасных часов" не осталось. Камеры, оказывается, угонщиков не отпугивают.
Метод глушения сотовой связи
После разведчиков идут группы взлома, которые используют знакомые и известные способы. Но что существенно изменилось за последние годы, так это технические навыки и приемы, которые применяют эти группы. В них есть человек, называемый "инженером", он на первом этапе устанавливает глушилки сотовой связи, которые препятствуют передаче сигналов в центр службы помощи.
По данным "Пойнтера", в 2021 году такие глушилки использовали в 90 процентах краж. Решение этой проблемы охранными компаниями предполагает использование гибридных передатчиков, способных переключаться между несколькими частотами при обнаружении сбоя связи или попытке заблокировать сотовый сигнал. В то же время они также посылают сигнал бедствия на горячую линию, который предупреждает о случившемся.
На следующем этапе обычно обходят систему защиты автомобиля путем прямого подключения к его компьютеру. Сложное оборудование, которое, как это ни абсурдно, попадает к ворам из Израиля, имитирует работу оригинального автомобильного компьютера и позволяет управлять автомобилем даже без ключей. Этот метод используют в 49 процентах краж.
После отключения систем защиты и приведения автомобиля в движение машина, которую использовала группа угонщиков, движется по маршруту эвакуации перед только что угнанным автомобилем. Их задача: следить за тем, чтобы на дороге не было блокпостов и патрулей полиции.
Направления: Модиин и Крайот
Пункт назначения, в который перевозят автомобили, также изменился за последние годы. Была ли кража совершена с целью разборки на запчасти или для продажи, в случае автомобиля, который был "заказан" заранее, к самым ранее популярным направлениям - Калькилия и Тулькарм - недавно присоединились два новых - Дженин и Рамалла.
Причин тому несколько. "Пойнтер" и "Итуран" указывают на повышение уровня жизни в этих двух городах, что порождает спрос на угнанные автомобили, а также на то, что эти города находятся далеко в глубине палестинских территорий и у воров повышается чувство безопасности.
В некоторых случаях переход на территорию ПА осуществляется не по обычным дорогам, а через многочисленные щели в разделительном ограждении, которые позволяют проезжать машинам.
Появление Рамаллы (Центральная Самария) и Дженина (Северная Самария) также меняет карту городов, из которых угоняют автомобили. Если в прошлом это были населенные пункты Прибрежной равнины и района Саронской долины (Шарон), то теперь это Модиин и пригороды Хайфы - Крайот, которые становятся центрами активности угонщиков автомобилей. Модиин из-за его близости к Рамалле, Крайот - из-за относительной легкости, с которой можно добраться оттуда до Дженина.
Поскольку большинство угонов совершают с целью поставки дешевых запчастей, по данным двух компаний, в последние годы наблюдается устойчивый рост спроса на джипы и кроссоверы всех видов, на долю которых приходится 47 процентов всех попыток угона, по данным "Пойнтера", и 45 процентов - по данным "Итурана".
Читайте также
Всего шесть месяцев тюрьмы
Рост количества краж и случаев, когда за ворами следуют бригады поисковых компаний, приводит к трениям на местах. Поисковые компании рассказывают о проявлениях насилия, опасной для жизни езде угонщиков и многом другом. Когда автомобиль находится на территориях и предпринимаются попытки его возврата, операция проходит при противодействии местных жителей, которые забрасывают поисковиков камнями.
Вот почему компании стремятся завершать операции как можно быстрее и вдали от населенных пунктов. Нир Шерецкий, генеральный директор "Итурана", объясняет важность ареста угонщиков по горячим следам. "Такой арест подозреваемых очень помогает решению суда и их заключению в тюрьму на длительные сроки, - говорит Шерецкий. - Это означает предотвращение тысяч потенциальных краж в 2022 году и далее".
Насколько можно верить, что воров арестуют и посадят? Когда дело доходит до израильской правовой системы, трудно надеяться ее сдерживающее воздействие.
В то время как уголовное законодательство допускает наказание в виде лишения свободы на срок от семи до десяти лет, на практике нередко можно увидеть приговор всего к 18 месяцам для нелегального находившегося в Израиле палестинца, которого обвиняют вместе с двумя другими сообщниками в угоне.
В другом случае подсудимому, признанному виновным в трех пунктах обвинения по пособничеству угону транспортного средства, было назначено всего шесть месяцев лишения свободы.
Walla!