Статистика - крайне увлекательная наука, доказывающая: иногда цифры оказываются красноречивее слов. И сегодня вы убедитесь в этом на собственном опыте. 12 редакций Motor1 из дюжины стран бережно собрали данные об автомобилях, ставших в ушедшем году наиболее популярными на внутренних рынках.
Забегая вперед, интерес вызывают как раскладки по объемам продаж, так и сам список моделей. Итак: начинаем с самой "сытной" страны и далее по убывающей.
США: пикапы незыблемы
Дефицит полупроводников не позволил рынку Соединенных Штатов вернуться на доковидные позиции, однако среди представленных в подборке стран Северная Америка лидирует с огромным отрывом. Совокупные продажи трех наиболее популярных моделей достигли 1 825 157 машин. И все они - пикапы. Золото завоевал Ford серии F. Серебро и бронза - на счету RAM и Chevrolet Silverado. Кстати, траки "Голубого овала" оказались самыми массовыми и в Канаде (111 332 экземпляра).
Россия: доминирует Lada
Невероятно, но факт: в 2021-м в России продали 1 666 780 новых автомобилей. Это на 4% больше, чем годом ранее, но все равно меньше, чем "командные" достижения первой тройки из США. В итоге две державы объединяет лишь то, что на первых строчках - техника отечественных брендов. В ушедшем году на вершину пьедестала забралась "Веста", слегка опередив более бюджетную "Гранту". А третья позиция досталась корейцам и Kia Rio. Общий показатель призеров - 308 069 машин.
Бразилия: странные крайности
На родине футбола, кофе и босса-новы с покупательской способностью все замечательно: три наиболее популярные модели местного рынка нашли 280 206 покупателей. А самым-самым оказался небольшой - размером с Kia Sportage - пикап Fiat Strada, уверенно опередивший компактные хетчбэки Hyundai HB20 и Fiat Argo (оба - 4 метра в длину). Примечательно, что все три модели изначально предназначены для рынка Латинской Америки. Именно Бразилия является крупнейшим его сегментом.
Франция: никаких сюрпризов
Тему городских компактов уверенно подхватывает Франция, где все медали ожидаемо взяли хетчбэки сегмента B. И все же без удивительных фактов не вышло. Впервые с 2004 года (!) Renault Clio уступил в популярности прямому конкуренту из стана Peugeot - модели 208. Зато "бедная родственница" Dacia Sandero продемонстрировала прямо-таки ошеломительную прибавку в сравнении с прошлым годом (+44%). Совокупный объем продаж перечисленных автомобилей - 250 474 экземпляра.
Германия: монополия Volkswagen
Производитель из Вольфсбурга оправдывает свое имя (Volkswagen - "народный автомобиль"), играючи оккупировав на родине весь пьедестал. Второго столь убедительного выступления одного бренда в этой подборке вы не найдете. Впрочем, и здесь есть удивительные закономерности. Несмотря на то, что Golf уверенно опередил кроссоверы T-Roc и Tiguan, доля модели на местном рынке неуклонно падает, а нынешние 3,5% - худший результат с 1980-го. Вместе три лидера собрали 204 572 заказа.
Италия: в бой идут одни старики
Возраст - ничто. Во всяком случае, если речь про автомобили и их успех на Аппенинском полуострове. Первая тройка, разошедшаяся по стране тиражом в 200 852 экземпляра, состоит сплошь из возрастных моделей. Самым популярным в Италии который год становится Fiat Panda, выпускаемый с 2011-го. На второй строчке - "пятисотый", фактически не меняющийся уже без малого 15 лет. Бронзу же на свой счет записывает античная Lancia Ypsilon. Забавно: все три машины построены на одной платформе.
Индонезия: герои местной кухни
Битва за звание самого популярного автомобиля Индонезии кипит нешуточная. На протяжении 14 лет кряду наиболее массовым здесь становился компактный паркетник Toyota Avanza… пока в 2020-м эстафетную палочку не выхватил хэтч Honda Brio. Что сделали тойотовцы? Выкатили новое поколение и отыгрались! А до кучи опередили очень похожий по формату Mitsubishi Xpander (те же три ряда сидений при длине 4,4 метра) и кеи-грузовик Suzuki Carry. Общий тираж первой троицы - 173 587 машин.
Турция: пошатнувшиеся устои
Нет ничего более постоянного, чем любовь турецких автомобилистов (и таксистов - в частности) к недорогим четырехдверкам Fiat. И пусть вас не пугает непривычное уху имя Egea. Подобные шильдики вешают на седаны Tipo, производимые в Турции для внутреннего рынка с 2016 года. С тех пор машина ни разу не отдавала пальму первенства, но теперь Toyota Corolla подобралась обжигающе близко. Третье же место застолбил хэтч Renault Clio HB. Результат на троих - 127 479 автомобиля.
Великобритания: электричество и стиль
"Голубому овалу" должно быть очень обидно: хэтч Fiesta, не покидавший вершину местного чарта с 2009 года, не попал даже в топ-3. И отчасти Ford собственноручно выстрелил себе в ногу, выпустив на рынок кроссовер Puma, перехвативший часть покупателей. В результате золото забрал нерастерявшийся Vauxhall Corsa, опередивший "электричку" Tesla Model 3 и семейство хетчбэков Mini (трех- и пятидверки считали "в кучу"). Вместе перечисленные машины собрали 107 489 заказов.
Аргентина: вы окружены!
С шестизначными числами на сегодня все. Первая тройка аргентинского рынка разошлась тиражом 83 162 экземпляра. И здесь есть важные изменения. Впервые за последние три года первую строчку местного рейтинга занимает не Toyota Hilux. Причем сбросил японский пикап с вершины скромный седан Fiat Cronos - суть уже упомянутый сегодня Argo в четырехдверном форм-факторе. Учитывая подтверждаемую третьей позицией "Амарока" тягу населения к грузовикам - фантастическое достижение.
Испания: нечаянный патриотизм
Первое место немолодого уже B-кроссовера Seat Arona (в серии с 2017-го) должно порадовать местного производителя. Однако победа эта может оказаться пирровой. Истинным героем испанского рынка в уходящем году стало новое поколение паркетника Hyundai Tucson. И есть твердое ощущение, что в 2022-м Arona не выдержит натиска. Да и расположившийся на третьей ступени бюджетник Dacia Sandero не стесняется наступать на пятки. Совокупный результат троицы - 63 623 машины.
Читайте также
Венгрия: так исторически сложилось
На родине "Икаруса" урожай трех наиболее популярных моделей подчеркнуто скромный - 19 344 экземпляра. При этом отчетлива видна тенденция к доминированию бренда Suzuki, чья продукция выпускается на местном заводе в городе Эстергом с 1991 года. Первую строчку с солидным отрывом занимает Vitara, на второй расположился S-Cross (преемник модели SX4, о котором мы уже рассказывали подробно). А на третью "заехал" малыш Fiat 500 - настоящее украшение и без того симпатичных улиц.
Перевод: Михаил Кулешов