Читайте также
Массивные дорожные пробки, загрязнение воздуха, резкий рост числа ДТП. Если Государство Израиль запустит ситуацию на дорогах, в ближайшие годы она значительно ухудшится — вплоть до транспортного коллапса. И вот в Министерстве транспорта размышляют над тем, как все исправить.
Рекордные продажи автомобилей в Израиле — разве это не повод для радости? Это смотря кого спрашивать, отмечает портал Walla. Разумеется, четверть миллиона владельцев новых машин счастливы, да и в компаниях-импортерах автомобилей потирают руки от удовольствия, но не все так просто.
Главный ученый Министерства транспорта Шай Софер считает, что Израиль быстро приближается к состоянию транспортного коллапса. Он еще не наступил, но уже есть первые симптомы.
"Уже сейчас есть дорожные трассы, как, например, шоссе 4, которые настолько загружены, что по ним невозможно ездить, — говорит Софер. — В час пик это шоссе превращается в одну большую пробку, растянувшуюся на многие километры".
На дорогах Израиля передвигаются более трех миллионов автомобилей, и скоро дорожная инфраструктура не сможет выдержать плотный поток машин, так как она на него не рассчитана.
За последние годы государство вложило значительные средства в развитие системы общественного транспорта. Только Минтранс выделяет на это семь миллиардов шекелей в год. Перед железнодорожной компанией "Ракевет Исраэль" ставятся все более непростые цели — перевозить не 50 миллионов человек в год, а уже 80 миллионов.
И все же в глазах большинства израильтян общественный транспорт пока не стал полноценной альтернативой личному. Многие стремятся обзавестись своим автомобилем.
Какие могут быть решения данной проблемы?
Любопытно, что в Министерстве транспорта вовсе не собираются каким-либо образом ограничивать продажи новых автомобилей, увеличивать налогообложение личного транспорта или придумывать новые препоны на пути к покупке родных четырех колес.
По словам главного ученого Минтранса Шая Софера, за последние несколько недель эксперты министерства провели несколько транспортных экспериментов, которые могут предоставить новую альтернативу привычному использованию частного транспорта.
"Невозможно на протяжении полувека использовать один и тот же архаичный подход к транспортной системе — только грузовики, автобусы, автомобили и велосипеды, — отмечает Софер. — Планирование транспортного парка государства должно включать в себя более широкий спектр транспортных средств, чтобы можно было варьировать его состав в стране. Мы начнем с плотно заселенных городов, где вопрос пробок, загрязнения воздуха и безопасности стоит наиболее остро".
Главный ученый Министерства транспорта отметил следующую тенденцию — израильтяне отдают предпочтение частным автомобилям и электрическим велосипедам, и это формирует общий фон того, как выглядит сегодня транспорт в Израиле. По его словам, электрические велосипеды — это замечательное решение проблемы транспорта, но в нашей стране они используются неправильно.
"Вовсе незачем велосипедисту использовать свой электрический велосипед для поездок на расстояние в 20-25 километров в сутки, — отметил Софер. — Это вид транспорта, на котором следует перемещаться на короткие расстояния. Он дешев, но если использовать его неправильно, это существенно понижает уровень безопасности велосипедиста и окружающих его на улице людей".
Массовый переход на электрические велосипеды вызван резким ростом стоимости обязательной страховки двухколесного моторного транспорта. Так, за пользование маленьким и дешевые мотоциклом следует заплатить около пяти тысяч шекелей в год. В результате это отталкивает потенциальных клиентов мототранспорта, выводя этот вид транспорта за скобки доступных.
К тому же, в отличие от двухколесного моторного транспорта, для вождения которым обязательно наличие водительских прав, от велосипедистов на электротранспорте их пока не требуют. Единственное существующее ограничение — это стандарты качества при импорте, но нет никакого законодательства, регулирующего правила управления подобным транспортным средством.
Последний месяц в офисе главного ученого Минтранса внимательно изучают один из наиболее перспективных вариантов изменения городского транспортного пейзажа — микроавтомобили, преимущественно электрические, как, например, квадрициклы Renault Twizy.
Это пока одно из возможных решений сразу нескольких проблем — дорожных пробок, парковки и загрязнения воздуха. В данный момент эти микроавтомобили могут быть достаточно дорогими из-за высокого налогообложения, но если они пройдут все проверки Минтранса успешно, эксперты подадут прошение в Минфин о снижении налогов на них, чтобы сделать их более доступными.
"В данный момент мы рассматриваем несколько видов электромикроавтомобилей, а впоследствии, возможно, разрешим аналогичные бензиновые и дизельные модели, — отметил Шай Софер. — Если такой микроавтомобиль будет стоить около 35 тысяч шекелей, это будет прекрасным решением проблемы городской тесноты. Три таких квадрицикла смогут припарковаться на месте, где паркуется один обычный автомобиль. И достаточно будет того, чтобы муниципалитет выделил 3-4 таких парковки на улице, и подобная опция станет гораздо более привлекательной".
Изучив этот вариант, эксперты Минтранса намерены двигаться дальше и рассмотреть следующий вариант — трехколесные средства передвижения, а также двухколесные.
"У мопедов ("котноим") есть огромное преимущество в качестве личного вида транспорта, — констатирует главный ученый Минтранса. — Они потребляют очень мало горючего, легко передвигаются, не занимают много места на дороге, а для парковки им нужно меньше места. Надеюсь, что после сверки данных мы сможем убедить контролера безопасности, чтобы было ликвидировано главное препятствие на пути к их приобретению — обязательная страховка. В данный момент это разновидность налога и ничего более, и он лишает экономической целесообразности обладание подобным видом транспорта".
По оценкам главного ученого, оптимальное соотношение частных автомобилей и альтернативных видов транспорта должно составлять один к одному. 50% — автомобили в частном пользовании, 15% — квадрициклы и трехколесные виды транспорта, 15% — мотоциклы (на сегодняшний день всего 4%) и 20% — электрические велосипеды и мопеды.
Вполне очевидно, почему чиновники из Минфина не хотят себя утруждать изучением деталей рынка частного транспорта в Израиле. Многие годы они рассматривают его в качестве дойной коровы, зарабатывая миллиарды шекелей за счет налогообложения — таможенные сборы, налог на горючее "бло", НДС и другие.
Но с другой стороны, государство вынуждено выкладывать миллиарды шекелей на развитие инфраструктуры, уход за пострадавшими в ДТП, устранение ущерба, защиту окружающей среды.
В Министерстве транспорта подчеркивают, что дальше так продолжаться не может. Уже в ближайшие годы ситуация начнет резко ухудшаться. И если государство ничего не предпримет, скоро все скатится к дорожному хаосу.