Zahav.АвтомирZahav.ru

Среда
Тель Авивהביל
+30+24

Автомир

А
А

Советские машины на дровах и шишках

Сегодня будет интересный рассказ о том, как в СССР создавались и весьма долгое время катались автомобили на дровах.

26.07.2021
Источник:Mirovich.media
Фото: drom.ru

Не в переносном, а в прямом смысле этого слова - в автомобилях были установлены газогенераторы, которые производили из древесины генераторный газ, благодаря которому автомобиль и ехал.

Что самое интересное, ни в одном советском фильме вы практически никогда не увидите такой автомобиль - их стыдливо прятали, рассказывая сказки о невероятно растущей мощности коммунизма, а фотографа, снявшего коптящий и чадящий газогенераторный автомобиль на улице города - могли обвинить в "очернении советской действительности".

Дрова и шишки вместо бензина

Советские автомобили и грузовики на дровяном топливе разрабатывались с 1920-х годов, но массово начали внедряться в тридцатые годы. Зачем вообще в СССР разрабатывалась такая бесперспективная технология? Ведь газогенераторные машины имеют сложные и склонные к поломкам схемы, имеют низкий КПД и неудобство в эксплуатации - водителю постоянно приходится выходить из кабины и "шуровать" горящее топливо, а также подкидывать в топку новые дрова или торфяные брикеты.

Выскажу такую версию - в тридцатые годы СССР активно готовился к войне и покорению мира, готовясь также к возможным перебоям с дизельным/бензиновым топливом - и наличие газогенераторных автомобилей могло быть оправданным там, где был дефицит бензина. Танк на дровах не поедет (слишком малая мощность), а вот грузовик - вполне, ну а оставшийся бензин лучше отдать танкам.

Фанаты СССР с гордостью рассказывают истории, как в годы войны советские машины на дровах массово использовались "в условиях нехватки топлива" - забывая добавить, что использовались они в основном на Колыме - где никакого фронта не было, а были только концлагеря ГУЛАГа.

Как ездили советские дровяные коптилки

Эксплуатация советского автомобиля на дровах была трудным и малоприятным делом. Во-первых, все автомобильное газогенераторно-дровяное хозяйство весило примерно 200-300 кг, и это без учета веса дров или другого сухого топлива - все это намного снижало грузоподъемность автомобиля.

Во-вторых - очень неудобным был сам процесс эксплуатации. Вот вы топили когда-нибудь камин? За ним надо постоянно следить - подбрасывать дрова, поворачивать их, чтобы лучше горели, следить чтобы дрова были хорошо уложены и был в топке был нормальный приток воздуха. Примерно то же самое делал и водитель газогенераторного авто - нужно было часто останавливаться и проделывать все вышеуказанные процедуры. Кстати, сам запуск генератора перед стартом поездки занимал не менее 15 минут.

В-третьих, двигатель бы чрезвычайно маломощным, а сама система была подвержена постоянным поломкам. Нередкой была ситуация, когда водитель просто стоял на обочине и пытался понять, что произошло с чадящим и дымящим чудищем и почему оно никак не хочет ехать дальше.

В-четвертых, пробег на одной (полной) заправке бака газогенератора твердым топливом (дровами, торфом, брикетами прессованной соломы и так далее) автомобиль ехал всего около 60-80 километров, после чего требовал полной загрузки топлива. На практике же рекомендовалось подкидывать дрова с опустошением бака примерно на половину. То есть, каждые 25-30 км дороги водитель вынужден был останавливаться и "лезть в печку".

Для эксплуатации советских машин на дровах в СССР издавались целые книги - в которых подробно описывался весь процесс. В моей домашней библиотеке есть изданная в 1956-м году книга под названием "Пособие для шофера третьего класса", целый раздел в которой посвящен дровяным автомобилям.

Фото: mirovich.media

В книге подробно описана вся эксплуатация "газгенов" - от того, как их правильно заправлять дровами до того, как часто нужно "шуровать в печке". Вот какие премудрости можно почерпнуть из книги:

Топливом для газогенераторных отечественных автомобилей служат, главным образом поленья, предпочтительно из твердых лиственных пород дерева (дуб, бук, береза); могут применяться также поленья сосновые или даже их мягких лиственных пород (липа, осина, ольха) Независимо от породы поленья должны иметь влажность не более 20-40% (в зависимости от типа газогенератороной установки) и стороны (сечение) определенных размеров (40-60 мм). Влажность определяется по формуле:

вес сырой древесины минус вес сухой древесины
_____________________________________________ X 100
вес сухой древесины

После ремонта или чистки газогенератора необходимо заполнить топливник древесным углем, а бункер - поленьями до половины его высоты (дополнительная заправка производится после розжига топлива). Если в газогенераторе оставалось топливо от предшествовавшей работы, то перед заправкой, а также при дополнительной заправке необходимо прошуровать топливо, ля того чтобы осадить его и устранить образование свода ("зависание чурок").

Обслуживание газогенератора в пути.

Через каждые 1-1,5 часа работы газогенератора - проверять уровень заполнения бункера поленьями. Добавлять поленья, когда уровень их опустится до одной трети высоты бункера.

Через каждые 3-4 часа работы газогенератора - спускать воду, накопившуюся в очистителе тонкой очистки, снизив при этом обороты коленчатого вала до минимальных. При стоянках более 10 минут - открывать крышку загрузочного люка и обратный клапан дл поддержания газообрахования. Перед последующим пуском двигателя, осторожно шуруя, осаживать поленья и производить двух-трехминутный розжиг вентилятором, не применяя факела.


Тут надо добавить, что последний новенький газогенераторный советский автомобиль сошел с конвейера в 1956-м году, ну а ездил он еще как минимум 10 лет - то есть, последние газогенераторные автомобили доживали свой век где-то в шестидесятые-семидесятые годы. По воспоминаниям очевидцев - в семидесятые можно было нередко увидеть коптящий "газген" в советской глубинке, и я не удивлюсь, если еще и в восьмидесятые годы они успешно использовались. Ну а там и СССР кончился.

Вместо эпилога

Вместо эпилога я хочу поставить одну-единственную фотографию США пятидесятых годов. На ней изображен обычный городской пляж с огромным количеством частных легковых автомобилей. Это машины обычного американского среднего класса пятидесятых годов, обратите внимание на качество этих авто - это уровень советских "членовозов" вроде "Чайки", которые в СССР были доступны лишь паре тысяч избранных номенклатурщиков из самой верхушки.

Собственно, именно так, как на фото выше - и выглядит жизнь там, где есть и космические достижения, и победы в науке и спорте, и Нобелевские премии - и все это без ущерба для жизни граждан. Ну а где-то есть дровяные автомобили, ездящие еще и в восьмидесятые годы...

Ну а в комментариях расскажите, что вы обо всем этом думаете. Нужно ли было в СССР делать автомобили на дровах? И есть ли перспективы у такой технологии сейчас? Напишите, интересно.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке