Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель Авивמעונן חלקית
+29+23

Автомир

А
А

Займутся ли новые министры вопросом утилизации старых автомобилей?

Утилизации старых частных автомобилей - это одна из тех проблем, игнорировать которые с каждым годом все сложнее.

Олег Каль
28.06.2021
Источник:НЭП
Фото: ShutterStock

В планах министра транспорта Мерав Михаэли и министра экологии Тамар Зандберг ничего не говорится о программах утилизации старых частных автомобилей, а между тем это одна из тех проблем, игнорировать которые с каждым годом все сложнее. Примерно год назад министерство экологии приняло решение запустить в Израиле программу утилизации старых частных автомобилей, основанную на привлечении к процессу импортеров, но этим все и ограничилось.

При всей лихорадке последних лет на рынке новых автомобилей в Израиле старых автомобилей меньше не становится. Из 3,1 млн частных автомобилей, которые ездили по дорогам Израиля в конце 2019 года, 1,05 млн (29 процентов) выехали на дорогу более 10 лет назад, еще 1,8 млн (30 процентов) - в возрасте 5-9 лет.

На 2019 год средний возраст автопарка частных автомобилей в Израиле составлял 6,7 лет. Между 2000 и 2007 годами автопарк "помолодел" с 7,1 до 6,4 лет в среднем, но затем, к 2017 году, вырос до 6,6, а к 2019 году - до 6,7 лет.

Что заставляет израильтян ездить на старых автомобилях? Прежде всего, высокие цены на новые автомобили. Достаточно дешевые кредиты, благодаря которым на дорогах страны появляются сотни тысяч новых машин, не превращают автомобиль в более дешевый, и далеко не все могут позволить себе взять ссуду размером в 50-100 тысяч шекелей.

При этом никто не спорит, что старые машины менее безопасны, чем новые. Статистика говорит сама за себя: количество частных автомобилей, находящихся на дорогах 13 и более лет, попавших в ДТП со смертельным исходом, на 35 процентов выше, чем в среднем по автопарку в Израиле.

Кроме того, перед теми, кто заинтересован в приобретении более нового автомобиля, встает вопрос: что делать со старым? Продать старый автомобиль в Израиле очень непросто, рынок подержанных авто переполнен, а лизинговые компании предлагают абсолютно новые машины в качестве "автомобилей со вторых рук" на чрезвычайно выгодных условиях.

Отправлять самостоятельно старый автомобиль на утилизацию экономически невыгодно из-за низкой стоимости металлолома и высокой стоимости эвакуатора. На данный момент в Израиле отсутствует государственная программа по утилизации автомобилей. В 2010 году была представлена программа, в рамках которой владельцам старых автомобилей, направленных на утилизацию, выплачивалась небольшая сумма, около 3 тысяч шекелей, но бюджет программы быстро иссяк. В 2013 году ее возобновили, но снова быстро закончились деньги. На сегодняшний день существует только программа утилизации брошенных грузовиков, которые несут в себе большую опасность для окружающей среды.

Как уже отмечалось, примерно года назад министерство экологии приняло решение запустить в Израиле программу утилизации старых автомобилей, основанную на привлечении к процессу импортеров новых автомобилей. Фактически, министерству нет необходимости изобретать велосипед, ведь именно Израиль является белой вороной, а во множестве стран ответственность за утилизацию старого автомобиля несет не столько его собственник, сколько производитель. В Германии, к примеру, владелец отслужившей свой век легковой машины может сдать ее на лом, обратившись в лицензированный приемный пункт, либо просто отдать машину в любой автосалон производителя.

Более того, на фоне падения продаж новых автомобилей во время возникшего экономического кризиса импортеры новых автомобилей, представляющие в Израиле производителей, сами обратились в министерство экологии с предложением принять участие в финансировании программы утилизации, чтобы подтолкнуть владельцев старых автомобилей к покупке новых. К примеру, они предлагали предоставлять владельцу старого автомобиля ваучер, позволяющий купить новый автомобиль со скидкой в тысячи шекелей. Но министерство отклонило предложение, сославшись на отсутствие бюджета.

Так или иначе, министерство планировало заняться превращением предложенной программы в законопроект, который поступит на утверждение кнессета. Пока этого не произошло и при самом оптимистичном раскладе, даже если закон будет утвержден в ближайшие годы, утилизация легковых автомобилей при содействии импортеров начнется не ранее 2030 года. До этого на дорогах Израиля будет расти число старых автомобилей и, кроме того, десятки тысяч старых автомобилей будут продолжать занимать место и ржаветь на улицах и общественных парковках.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке