Давным-давно, когда не существовало платных охраняемых парковок, сигнализации были в диковинку, а гараж удавалось купить только по блату, чтобы сберечь своего "железного коня" автовладельцам приходилось пользоваться тем, что было. В ход шли самые примитивные устройства, которые сейчас вызывают разве что улыбку.
Ценность личного автомобиля в эпоху СССР была гораздо выше, чем сегодня - но дело не в сумме из прайс-листа. На автомобиль копили годами и влезали в долги. На него годами же стояли в очереди. Многие искренно полагали, что машина покупается на всю жизнь, потому что второго шанса уже может и не быть. Сегодня трудно понять, как это автомобиль мог считаться чуть ли не членом семьи, но это недалеко от истины. При этом на его содержание из семейного бюджета безропотно выделались любые средства. А утрата автомобиля - это катастрофа.
Можно с улыбкой вспомнить рязановскую комедию, где следователь был обеспокоен угоном аж трех автомобилей. Действительно, по сравнению с сегодняшним днем личных машин было оскорбительно мало, да и угонов - тоже. Поэтому для защиты автомобилей от угонов не предлагалось практически ничего. Гаражами владели единицы - остальные машины всю жизнь проводили под открытым небом. Для самоуспокоения можно было оформить страховку, но каждый понимал, что рыночная стоимость его машины гораздо выше номинала, а потому даже выплаченная страховая сумма не вернет ему машину. Поэтому автомобиль все-таки старались как-то защищать.
Механика
В продаже иногда попадались механически замки на педали для какой-то конкретной машины. Их покупали - отдать несколько рублей для самоуспокоения казалось вполне естественным делом. Массивная чушка с примитивной замковой частью была очень неудобна в использовании, однако от "юных пионеров", решивших покататься на новеньких соседских жигулях, она спасала. В остальное время она, как правило, болталась под ногами водителя, угрожая вползти под педальный узел. Любой серьезный угонщик вскрыл бы ее моментально, и уж, конечно, не стал бы перепиливать. Кроме того, такой замок не мог помешать откатить машину.
Читайте также
Самой бесполезной противоугонкой была так называемая "кочерга", дожившая до наших дней. Пользоваться ей было не в пример удобнее, чем педальным замком: цепляешь одним концом за педаль, другим за рулевое колесо - все, готово! Однако и это могло отпугнуть только подростков. Замковая часть "кочерги" была примитивной, а при желании угонщик мог снять ее, не открывая - достаточно было принести в жертву рулевое колесо. Достоинством такой противоугонки было то, что ее хорошо видно с улицы, а потому малолетние хулиганы могли поискать себе для забавы другой автомобиль, у которого никаких запоров не было.
Маятник
Микроэлектроника еще не захватила власть над миром, а потому многие решения 70-х кажутся примитивными. К примеру, вместо нынешних шок-сенсоров и всевозможных микроволновых датчиков промышленность иногда предлагала примитивные устройства, реагирующие на качание кузова. Пружинящая стальная полоска с грузиком на конце, подключаемая параллельно кнопке звукового сигнала - куда уж проще-то. От угона, естественно, не защищает, но внимание точно привлекает. В те времена на кричащие машины народ еще обращал внимание.
Электроника
Первые электронные противоугонки типа "Саргис" или "Полкан" были сделаны из простейших радиоэлементов - никаких брелочков тогда еще не было. Поэтому владелец машины, установивший себе подобную систему, отпирал дверь ключом, после чего должен был в течение нескольких секунд нащупать потайной выключатель и щелкнуть им, чтобы машина не завопила. В некоторых устройствах при этом блокировалась система зажигания.
Тумблер
Простейшая противоугонное устройство той поры - переключатель, разрывающий стартерный провод. Можно крутить ключом зажигания - мотор не пустится. Как правило, подобную "услугу" предлагали владельцам новеньких жигулей - мол, за пять рублей и десяток минут всё сделаем в лучшем виде. Тумблер на всех машинах, конечно же, прятали в одних и тех же местах - например, в "бардачке". При этом гаражные "Кулибины" не афишировали тот факт, что слаботочный переключатель вскоре обязательно помрет от непосильных токов, а вслед за этим автомобиль откажется заводиться.