С 15 декабря дня заработали мобильные приложения, позволяющие расплачиваться за проезд в общественном транспорте через смартфон без дополнительных подручных средств и ухищрений. Это официальное приложение Минтранса под названием "ха-Тахана", а также частные приложения, сертифицированные Минтрансом - "Мувит", "Рав-пасс", "Энивей" и "Хопон".
Пока что подобным образом можно расплачиваться только в автобусах (включая хайфский "Метронит"), через несколько месяцев к этой системе обещают подключить железную дорогу, трамвайное сообщение в Иерусалиме и фуникулер в Хайфе.
Все эти программы работают по одному принципу: при входе в автобус следует через приложение просканировать штрих-код, который расположен "где-то в автобусе", затем ввести пункт назначения. Местонахождение пассажира в момент сканирования будет вычисляться по его текущим координатам.
Читайте также
Это сканирование будет считаться оплатой проезда с точки зрения пассажира и контролеров, если таковые начнут проверять билеты. В реальности все поездки будут "складироваться" в базе данных приложения и подытоживаться в конце каждого месяца с учетом тарифов. Например, если человек ездил на автобусах дважды, трижды и т. д. за полтора часа в пределах одной транспортной зоны, с него взимается плата только за одну поездку. Но при этом сканировать штрих-коды надо при входе в каждый из автобусов.
Из описания Минтранса неясно, будет ли в этих приложениях работать тариф месячного проездного билета, а также "эрех цавур" - тариф, при котором сумма, перечисленная на карту, автоматически увеличивается на 20%. В официальном сообщении Минтранса написано только, что "новый способ оплаты сохраняет персональные скидки, положенные пассажирам, например, пенсионерам, студентам, жителям периферии и военнослужащим".
Отметим, что официальное приложение "ха-Тахана", которое уже работает, хотя и находится в стадии "бета-версии", выглядит очень "сыро".
Там нет пояснений по тарифам, большая часть интерфейса и инструкций не переведена на иврит - создается впечатление, что приложение делалось "на коленке" студентами колледжа, а не профессиональными разработчиками по заказу государства.
Тем, кто решится поэкспериментировать с новыми разработками, скорее всего, ничего не грозит - приложения рабочие. Но людям, ездящим по льготным тарифам и по различным проездным билетам, рекомендуем подождать, пока приложения доведут до ума и пока выяснится, как именно учитываются льготы при оплате.
В целом отметим откровенно неудовлетворительную работу Минтранса в том, что касается разъяснений по поводу нового способа оплаты и готовности официального приложения к эксплуатации.