За что УАЗ-469 попал в книгу рекордов, чем отличается конвейер Ульяновского автозавода, почему модельный ряд с чайкой на капоте начался не с первого внедорожника, а со второго?
Судьба Ульяновского автомобильного завода интересна тем, что главным заказчиком и потребителем всегда были военные. А частникам до распада СССР достать УАЗ было непосильной задачей.
УАЗ появился благодаря войне
Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны было решено эвакуировать часть сборочного оборудования ЗИСа в Ульяновск. В октябре в город прибыли сотрудники московского завода. А уже в мае 1942-го на заводе собрали первые грузовики ЗИС-5В. Ровно через два года после начала войны решили строить автомобильный завод на базе эвакуированных из Москвы мощностей. В 1944 году производство ЗИСов перевели в Миасс (на будущий "Урал"). А заводу поручили освоить производство военных модификаций газовской "полуторки" - ГАЗ-ММ, которую собирали в Ульяновске до 1949 года.
Первая собственная разработка УАЗа - грузовик
УАЗ мог стать производителем грузовой техники. В 1944 году, в соответствии с соглашением с General Motors, СССР получал технологию и техдокументацию на производство 3-, 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей. В Ульяновске под руководством главного конструктора Шапошникова был разработан грузовой автомобиль ЗИС-253 грузоподъемностью 4 тонны, рассчитанный на установку 83-сильного дизеля. Автомобиль был унифицирован с новой моделью московского завода - ЗИС-150. И хотя 253-й стал первой (и довольно неплохой для своего времени) разработкой ульяновцев, дальше опытных образцов дело не пошло.
Первого внедорожника УАЗ не было
Читайте также
- 5 старых моделей автомобилей, которые все еще на ходу
- "Слово пацана": 9 культовых советских автомобилей, появившихся в кадре сериала
- "Патриот" за два миллиона, "буханка" за полтора: УАЗ резко повысил цены
- 5 советских машин, заслуживших признание за рубежом
- Полвека для победителя "Дефендера": история УАЗ-469
Зато дело пошло с внедорожниками. В 1954-м году производство полноприводника ГАЗ-69 частично перевели в Ульяновск. А уже через два года там собирали ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства. Таким образом 69-е семейство полностью перевели из Нижнего Новгорода в Ульяновск, с чего, по сути, и началась история УАЗа как производителя внедорожников. Но на 69-х, собранных в Ульяновске, не было надписи "УАЗ"на крышке капота. Не было и знаменитой эмблемы-чайки. Все время существования модели там были прежние буквы - ГАЗ.
УАЗ - самый вместительный автомобиль в мире (официально)
Десять лет назад УАЗ-469 попал в книгу рекордов как самый вместительный автомобиль. В его салоне (крыша при этом была на месте) уместились 32 человека! Чтобы зафиксировать рекорд, автомобилю с нагрузкой почти две тонны (1900 кг, если точно) нужно было проехать 10 метров. Что автомобиль с успехом проделал. Впрочем, о вместимости 469-го известно давно. Особенно любителям отдохнуть 15 суток за казенный счет.
Самая короткая сборочная линия
Ульяновский автомобильный завод славится еще одним достижением. Его сборочная линия в длину всего 300 метров. Это самый короткий конвейер в Европе (досборка не в счет). Тем не менее на ней выпускаются одни из самых крупных российских автомобилей.