Российский и советский автопром в разные времена ругали за отставание в качестве, сборке и надежности, но и хвалили за проходимость, универсальность и дизайн. Правда, дизайн, как и многие внутренности, разработчики в разное время просто заимствовали у более продвинутых в автоделе западных аналогов.
1. Первый российский автомобиль Фрезе и Яковлева, 1896 год
Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел испытания в мае 1896 года, а 14 июля модель была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки. Автомобиль Петра Фрезе и Евгения Яковлева развивал скорость до 21 км/ч и проходил без дозаправки 20 км. Двухместный открытый корпус и колеса были деревянными, в фарах ставились свечи.
Российские механики, правда, автомобиль этот придумали не сами, а подсмотрели идею на выставке в Чикаго. Там Яковлев, занимавшийся двигателями, увидел один из первых автомобилей серийного производства - немецкий "Бенц" модели "Вело". Он привлек внимание инженеров. Именно поэтому они решили построить подобную машину. Несмотря на разрекламированность и желание заработать, даже бывший на той выставке в Нижнем Новгороде царь Николай II не обратил внимание на "ноу-хау".
2. "Руссо-Балт", модель С-24/30, 1909 год
Следующая модель авто, которая уже стала гордостью Российской империи. Вот только разработали ее совсем не русские инженеры. На должность главного конструктора был приглашен 26-летний бельгиец Жульен Поттера. Первую партию машин Поттера представил спустя всего год после начала работ. Самой первой и самой массовой моделью "Руссо-Балта" стала С-24/30. Машина бельгийского конструктора вышла надежной: во время одного из тестовых заездов водитель въехал в избу - машина не пострадала, а вот изба развалилась.
3. ЗиС-5, 1934 год
"Три брата коммуниста" - такое прозвище дали бойцы республиканской Испании этому грузовику, по-своему переиначив кириллическую надпись "З-И-С" на заводской марке. Около двух тысяч грузовиков ЗиС-5 получила Испания от СССР в годы Гражданской войны 1936-1939 годов. Неприхотливые, удобные для ремонта трехтонки ЗиС-5 продолжали служить там еще очень долго. Но и здесь в основу разработки лег американский грузовик Autocar. Причем, когда появился российский аналог, модель уже, как писали современники, получилась устаревшей вместе с прототипом.
4. ЗИС-101, 1936 год
Первый в СССР довоенный лимузин. Один из любимых автомобилей самого вождя народов Иосифа Сталина. Да и должен быть гордостью для всей страны. Ведь и производился он на заводе имени Сталина. Лимузин предполагался семиместным и мог вместить даже большую семью. Но, пожалуй, ни у одной советской семьи на тот момент не было ни средств, ни возможностей купить такой автомобиль, как и долгие годы после. Выглядит он солидно, да и по всем законам мировой автоэволюции выполнен, есть даже отопитель салона и радиоприемник.
Правда, здесь советские конструкторы тоже слукавили. Наверное, Сталин и не подозревал, что перемещается на копии немецкого Buick-32-90. Тот был, правда, несколько массивнее. Поэтому советские конструкторы спроектировали, по сути, нечто среднее между Buick и Cadillac V8 1934 года.
5. ГАЗ-М20 "Победа", 1946 год
История знаменитой легковушки ведет свой отсчет с победы под Сталинградом (именно тогда началась разработка автомобиля), а мир увидел ее после победы над Германией, и названа она была, естественно, "Победа". Впервые на этом автомобиле появились новые, неизвестные еще советскому автолюбителю детали, и чуть ли не сам Сталин дал такое название гордости советского автопрома, выбрав между продажей "Родины", возможно, даже и за рубеж, и "Победой".
Вот только внешне российская "Победа" очень напоминает американский Chevrolet Fleetline Aerosedan, который был выпущен на четыре года раньше в США, в самом начале Великой Отечественной войны.
История "Победы". Почему легендарный советский автомобиль сначала хотели назвать "Родиной" 74 года назад с конвейера Горьковского автозавода сошел первый и ставший затем одним из самых известных советских легковых автомобилей ГАЗ М-20 "Победа".
6. ГАЗ-21 "Волга", 1956 год
Один из первых советских автомобилей среднего класса. Производство ГАЗ-21 на самом Горьковском автозаводе продолжалось до 15 июля 1970 года, но еще долгое время после этого сборка по сути новых автомобилей проходила на авторемонтных заводах. "Волга" выпускалась в двух вариантах оформления: обычном и улучшенном. Последний в водительской среде назывался "люксовый хром". В экспортном исполнении на "Волгу", помимо красивой отделки, устанавливался форсированный до 85 лошадиных сил двигатель.
К сожалению, самая известная, пожалуй, "Волга" тоже не исключение. Дизайн практически полностью повторяет американский Kaiser Henry J, выпущенный еще в 1950 году.
7. ГАЗ-13 "Чайка", 1959
Легковой автомобиль представительского класса был спроектирован в конце 1950-х, чтобы заменить устаревший лимузин ЗИМ. Проект был поручен Горьковскому автомобильному заводу. В качестве названия было предложено два варианта: "Чайка" и "Стрела". Остановились на первом, потому что якобы после "Волги" ведь символично, что над Волгой летит чайка.
Но и здесь не без заимствований. Как говорится, найдите десять отличий с американским автомобилем премиум-класса марки Packard.
8. ВАЗ-2101 "Копейка", 1970 год
ВАЗ-2101 стал прототипом будущей советской автомобильной "классики". Производство его завершилось только в 2012 году. Но и здесь основа и даже первое производство зарубежные. Основа проекта была заложена в 1966-м, когда СССР заключил договор с итальянской компанией Fiat. Страны в том числе договорились о строительстве завода на территории Советского Союза, а также определили модели, которые предполагалось запустить. Для среднего класса - ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102. Прототипом для них стал автомобиль Fiat 124. В народе новую модель сперва назвали "Единичка", а затем, когда "Жигули" снискали популярность, прозвище сменилось на "Копейку". На первый взгляд даже отличить ВАЗ-2101 от его прототипа не так просто.
9. УАЗ-469, 1972 год
Этот вездеход был готов еще в 1962 году. Но у страны не находилось денег на его освоение. И, возможно, снова без вмешательства иностранцев ничего бы с очередной моделью советского автопрома не произошло. Международную известность автомобиль получил благодаря итальянскому дистрибьютору "Марторелли и сыновья", который стал везде продавать и продвигать советскую технику. Именно поэтому сегодня этот проходимый практически по любому бездорожью автомобиль можно увидеть далеко за пределами России. В Японии, например, есть фан-клуб УАЗ - единственный клуб российской автомобильной марки в этой стране.
10. ВАЗ-2121 "Нива", 1977 год
Читайте также
А это еще один известный на весь мир вездеход. ВАЗ-2121 "Нива". Машина, по мнению экспертов, перевернула представления о полноприводном легковом автомобиле на Западе и на Востоке. "Нива" стала первым автомобилем российского производства, участвовавшим в ралли-рейде Париж - Дакар. В 2006 году Волжский автозавод уступил торговую марку "Нива" предприятию, созданному совместно с американской компанией General Motors "GM-АвтоВАЗ". И теперь советскую "Ниву" продолжают выпускать под маркой Chevrolet Niva, иронично прозванной в народе "Шнива".