Много ли времени вы проводите в машине? А как часто вам приходится садиться за руль в темное время суток? Может быть, и не очень часто, но приходится. А чуть более века тому назад об этом даже не могли подумать. Тогда автомобильных фар попросту не было.
В 80-х годах 19-го века на автомобили устанавливались простейшие керосиновые фонари, которые быстро гасли, да и дорогу освещали плохо. Им на смену пришли ацетиленовые (карбидные) светильники. Такие фары освещали путь намного лучше, но с их использованием были определенные трудности – каждые пару часов водителю приходилось зажигать лампу снова. Вдобавок к этому горелку и отражатель приходилось часто очищать от копоти и нагара.
В конце 1890-х годов в автомобилестроении получают распространение лампы накаливания. Поначалу материалом для тела накаливания служило углеродное волокно, которое было далеко от совершенства. Кроме углеволокна также применялись нити из окиси магния, тория, циркония, осмия и прочие. В конечном итоге выбор остановился на вольфрамовой нити.
Дальнейшее развитие автомобильной оптики потребовало улучшения яркости лампы и предотвращения испарения вольфрама. В 1915 году для этого стали заполнять лампу смесью аргона и азота.
В современном автомобилестроении широко применяются галогенные лампы. Они относятся к лампам накаливания, но отличаются от них добавлением в газ паров брома или йода (галогенов). Благодаря галогенам повышается яркость свечения и срок службы лампы.
Преимущества и недостатки ламп накаливания
Из сильных сторон ламп накаливания (а сегодня галогенных ламп) необходимо отметить их дешевизну, отсутствие токсичных компонентов, возможность работы, как на постоянном, так и переменном токе, непрерывный спектр излучения, исправную работу при низких температурах.
Но при всех плюсах этих ламп, есть и недостатки. Они имеют низкую световую отдачу, относительно малый срок службы, зависят от напряжения, цветовая температура (интенсивность излучения источника света) ограничена пределами 2300 – 3000К, отчего свет имеет желтый оттенок. К тому же лампы накаливания пожароопасны. Лампа на 40 Вт нагревается до 145 градусов, 75 Вт – 250 градусов, 100 Вт – 290 градусов, 200 Вт – 330 градусов (все по Цельсию).
Современные альтернативы галогенным лампам
Ксеноновые лампы. Высокоинтенсивный световой поток получается за счет свечения газа (ксенона), инициированного разрядом между двумя электродами. Такие лампы имеют цветовую температуру не менее 4300 К. Свет от этих ламп напоминает дневной. Ксеноновые фары являются сильноточными устройствами постоянного тока. К тому же в работе они не стабильны, отчего могут менять свои характеристики при нагреве. Для предотвращения этого используют специальные блоки питания.
Диодная оптика сегодня считается самой перспективной. Светодиод - полупроводниковый прибор, излучающий свет при пропускании через него электрического тока. После изобретения сверхъярких диодов эту технику стали применять и в автомобильной оптике. По сравнению с лампами накаливания диодная оптика экономично расходует электроэнергию, служит в 30 раз дольше, безопасна, практически не выделяет тепло. Из минусов стоит отметить очень высокую цену и мерцание.
Чуть больше века потребовалось изобретателям, чтобы от банальных керосинок дойти до сложнейшей диодной оптики. Остается только гадать, сколько времени потребуется для открытия нового источника света, и сколько галогенные лампы еще будут использоваться в автомобилях.