Хороший фильм может прославить не только актера, сыгравшего в нем. DeLorean DMC-12 стал бессмертным именно благодаря кинематографу.
Название DeLorean известно едва ли не всем, кто интересуется автомобилями. Все знают про эту необычную машинку с клиновидным силуэтом и открывающимися вверх дверями, которая смотрится пришельцем из будущего даже сейчас. А между тем она давно была бы забыта, если бы не необычная судьба самой марки и яркая личность человека, давшего ей свое имя.
Этим человеком был Джон ДеЛореан (John DeLorean, 1925—2005 годы), талантливый американский инженер и менеджер румынско-венгерского происхождения. Это именно он, получив в начале 1960-х годов должность ведущего инженера Pontiac, предложил ставить под капот обычного купе Tempest огромный 325-сильный мотор – так появился знаменитый монстр Pontiac GTO.
Возглавляя сперва Pontiac, а затем Chevrolet, ДеЛореан обогатил General Motors множеством технических, стилистических и концептуальных находок. Но, в конце концов, в этой консервативной корпорации ДеЛореану, знаменитому своей эксцентричностью и нонконформизмом, стало тесновато. В 1973 году он был уже вице-президентом General Motors, но неожиданно подал в отставку и основал собственную фирму – DeLorean Motor Company (DMC). Под этой маркой он решил выпускать свой спортивный автомобиль.
Дизайн этой центральномоторной двухместной машины разрабатывал знаменитый итальянский стилист Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) – тот самый, которого позже назовут автомобильным дизайнером столетия. Кузов машины состоял из углепластикового каркаса, на который навешивались наружные панели из нержавеющей стали. Их было 304 штуки. Именно они-то и были самой оригинальной чертой автомобиля. Правда, в этом решении имелись не только свои плюсы, но и минусы. С одной стороны, машина не боялась коррозии и не нуждалась в окраске, а благородный металлический цвет придавал ей очень стильный вид. С другой, это означало, что все сходящие с конвейера экземпляры имеют абсолютно одинаковый облик. Однако те времена, когда Генри Форд мог делать свои знаменитые заявления о ''любом черном'' цвете машины, давно прошли, и потребитель жаждал разнообразия. Нержавейка же плохо поддавалась окраске. Помимо того, выяснилось, что на полированной металлической поверхности очень заметны банальные отпечатки пальцев.
Двери автомобиля открывались вверх по принципу ''крыло чайки'', как у легендарного Mercedes-Benz 300SL середины 1950-х годов. Но эта красота тоже потребовала жертв – дверь сложной формы не позволяла вставить в нее опускающиеся стекла. Пришлось ограничиться небольшой ''форточкой'' на нижней кромке окна. Еще одно характерное отличие – разный диаметр передних и задних колес. Наконец, если бы все замыслы ДеЛореана пошли в серию, на машине стоял бы двигатель Ванкеля. Но топливный кризис, постигший мировую экономику в 1970-е годы, заставил отказаться от прожорливого роторного ''движка'' и выбрать вместо него банальную V-образную ''шестерку'', разработанную совместными усилиями Peugeot, Renault и Volvo. Этот мотор рабочим объемом 2,8 литра в оригинале выдавал мощность в 170 лошадиных сил. Но на основном рынке DMC – в Америке – в те годы уже ввели строгие экологические нормы. Двигатель в них не вписывался, и его пришлось переделать. При этом мощность упала до жалких 130 л.с., с которыми машина уже никак не могла претендовать на звание спорт-купе.
Автомобиль получил официальное название DeLorean DMC-12. Кстати сказать, число ''12'' здесь не несет никакого особого смысла – судя по всему, это просто внутризаводское обозначение проекта. Экзотическая конструкция и репутация ДеЛореана стали для машины хорошей рекламой. В первые же дни продаж DMC получила на свой автомобиль 4 тысячи оплаченных заказов.
В целях снижения издержек машину решили выпускать в Ирландии – точнее, в 6-ти километрах от Белфаста – в пригороде Данмарри (Dunmurray). Местные власти, заинтересованные в развитии локальных производств, обещали заводу финансовые преференции, а благодаря безработице набрать рабочие руки там было несложно. Трудность же заключалась в том, что руки эти по большей части не обладали необходимой квалификацией. Производство началось в 1981 году, однако серьезные проблемы с качеством, да и сомнительные характеристики машины, привели к тому, что раскупался DMC-12 плохо. И это несмотря на то что еще до начала продаж за машиной выстроилась очередь желающих, готовых выложить за новое творение ДеЛореана лишние 10 тысяч долларов сверх отпускной цены в $25 тысяч (с тех пор благодаря инфляции доллар подешевел примерно в три раза, то есть для тех времен автомобиль никак нельзя было назвать дешевым).
DeLorean Motor Company приближалась к краху. Но тут автомобильная часть истории заканчивается и начинается детективная. На связь с ДеЛореаном, отчаянно нуждавшимся в оборотном капитале, вышел некто Джеймс Хоффман (James Hoffman). Его предложение сводилось к использованию компании DMC как ширмы для отмывания денег, полученных от продажи наркотиков. ДеЛореан таким образом получал бы необходимые инвестиции, а Хоффман и прочие участники наркосиндиката оставались бы с ''чистыми'' долларами. После долгих переговоров ДеЛореан, надеясь спасти компанию, согласился на сделку, но принял ряд мер предосторожности. И, как выяснилось, не зря: Хоффман уже давно был осведомителем ФБР, и весь его план оказался разработанной в этом ведомстве подставой. Американские органы правопорядка для улучшения отчетности тоже не брезговали провокациями (многие автомобильные историки считают, что это была месть руководства GMC бывшему вице-президенту корпорации, который осмелился в своей книге ''General Motors в истинном свете'', написанной в соавторстве с Патриком Райтом и изданной в 1978 году, рассказать всему миру о том, что же на самом деле происходило в компании. Прим. редакции avtomir.zahav.ru). В октябре 1982 года ДеЛореан был обвинен в наркоторговле и попал на скамью подсудимых.
Процесс тянулся полтора года. В конце концов адвокаты ДеЛореана сумели убедить суд, что их подзащитный был вовлечен в преступный сговор агентами ФБР, и ДеЛореана оправдали. Однако его репутация была изрядно подмочена, а компания тем временем вообще окончательно разорилась. Еще в феврале 1982 года из-за банкротства она была передана во внешнее управление, а в конце того же года закрылась окончательно. Всего менее чем за пару лет было произведено около 9200 машин DMC-12 – это оказалась единственная модель марки.
Казалось бы, и фирма, и автомобиль были обречены на забвение, но тут, не в первый раз в истории, на выручку пришло искусство. DMC-12 ''прошел кастинг'' и был утвержден на роль машины времени в знаменитой фантастической комедии ''Назад в будущее'' (Back to the Future) – первая ее серия вышла на экраны в 1985 году). Ибо, как выразился один из героев этого фильма, Док Браун (Doc Brown), ''если уж встраивать машину времени в автомобиль, то лучше в стильный''. Кроме того, футуристический вид с серебристыми панелями, четырьмя прямоугольными фарами и дверьми типа ''крыло чайки'' делал машину очень похожей на космический аппарат. Особенно с точки зрения обитателей 1955 года, куда автомобиль и заносит благодаря встроенному в него ''потоковому накопителю'', который активизируется, когда машина разгоняется до 88 миль в час (141,5 км/ч).
Читайте также
Огромный успех фильма привел к тому, что у DMC-12 появилась многочисленная армия поклонников. ''Раскрученная'' благодаря кино машина, в отличие от многих других мелкосерийных спортивных автомобилей, стала культовым объектом.
Фото: архив редакции