В апреле 2013 года, легендарной "Копейке" исполнилось ровно 43 года. Покопавшись в хронологической пыли, мы составили мировой хит-парад долгожителей: автомобилей, дольше всех продержавшихся на конвейере.
Первый серийный экземпляр ВАЗ-2101 сошел с главного конвейера Волжского автозавода в Тольятти 19 апреля 1970 года.
И разошелся впоследствии по СССР и другим странам общим тиражом в 4,8 млн экземпляров! Если же подсчитать суммарный объем выпуска автомобилей "классического" вазовского семейства, это количество, думается, можно смело увеличивать в несколько раз.
Между прочим, несмотря на неоднократные заявления руководства АвтоВАЗа о прекращении производства "классики", де-факто ее выпуск продолжается.
Модель Lada Riva (она же – 2107) до сих пор производится в Египте из машинокомплектов, поставляемых с тольяттинского предприятия. А цех, где эти самые машинокомплекты выпускают, никто и не думает останавливать! Так что "копейка", претерпев за 43 года не одну модернизацию, по сути, все еще жива-здорова и "на пенсию" не собирается.
Попутно мы выяснили, много ли в автомобильной истории других подобных прецедентов. Главным условием попадания той или иной модели в наш рейтинг стало ее непрерывное производство на протяжении нескольких десятилетий либо под одним и тем же именем либо с минимальными изменениями.
Volkswagen Golf
В производстве: с 1974 года. Сейчас на рынке – модель VII поколения
Если Ford в свое время сделал автомобиль массовым, то Volkswagen в 1974 году изменил представление о том, каким должен быть массовый автомобиль. В год своего появления Golf моментально стал кумиром представителей среднего класса.
Пожалуй, впервые в мировой автомобильной истории массовому покупателю предлагалась не тележка с ДВС, а действительно качественная (без компромиссов), хорошо оснащенная и надежная машина.
Volkswagen Passat
В производстве: c 1973 года. Сейчас на рынке – модель VII поколения
В нынешнем году Passat исполняется 40 лет! Прародителем Passat стал в свое время Audi 80, шасси которого фольксвагеновцы позаимствовали в Ингольштадте после того, как Audi влилась в концерн Volkswagen.
Passat B1 посеял немалое смятение в умах покупателей, так как был первым Volkswagen с двигателем жидкостного охлаждения, расположенным спереди.
К моменту смены поколений "первый" Passat разошелся более, чем миллионным тиражом!
Mitsubishi Lancer
В производстве: с 1973 года. Сейчас на рынке – модель X поколения
Еще один автомобиль, справляющий в этом году 40-летие конвейерной жизни. Первый "Улан" (именно так переводится с английского название Lancer) имел, как и большинство автомобилей того времени, задний привод.
Переднеприводная трансмиссия появилась на Lancer в 1982 г., а с 1986-го универсалы стали выходить и в полноприводных модификациях. В 1992-м появился первый Lancer Evolution с полным приводом и турбомотором.
Всего с 1973 г. выпущено более 6 млн автомобилей Lancer в различных модификациях.
Honda Civic
В производстве: с 1972 года. Сейчас на рынке – модель IX поколения
Выпуск в начале 70-х модели Civic сформировал имидж Honda как производителя недорогих, компактных, но, в то же время, качественных автомобилей.
Фирменным стилем Honda уже в те годы была высокая литровая мощность моторов, а самый первый Civic оснащался полноприводной трансмиссией, что было весьма сильным конкурентным ходом. В 1995 году хондовцы выпустили 10-миллионный Civic.
Range Rover
В производстве: с 1970 года. Сейчас на рынке – модель IV поколения
До англичан автомобили повышенной проходимости так не делал никто. После выхода же Range стало ясно, что: проходимость и комфорт – не взаимоисключающие качества; внедорожник по уровню оснащения, материалам и качеству отделки может не уступать бизнес-седану.
Наконец, внедорожник может быть красивым внешне. Не случайно Range Rover I поколения стал экспонатом музея Лувр!
Toyota Corolla
В производстве: с 1966 года. Сейчас на рынке – модель X поколения
Первая Corolla, увидевшая свет, имела задний привод и продольное расположение двигателя. Такая компоновка сохранялась вплоть до… 1984 г., когда была выпущена первая Corolla с передним приводом.
С 1966 года сменилось 9 поколений авто, причем по суммарному объему их продаж Toyota уверенно держит мировой рекорд: более 30 млн экз.
Toyota Land Cruiser
В производстве: с 1954 года. Сейчас на рынке – модель V поколения
Название Land Cruiser получил в 1954 году тойотовский внедорожник Toyota BJ, выпускавшийся с 1953-го. Как и положено истинному покорителю бездорожья, автомобиль первоначально производился для "силовиков".
В начале 50-х Национальное полицейское ведомство Японии под впечатлением от подъема Toyota BJ на гору Фудзи заказало сразу 289 таких машин.
Nissan Patrol
В производстве: с 1951 года. Сейчас на рынке – модель V поколения
Еще один японский "проходимец", обязанный своим рыночным успехом заказами со стороны разного рода специальных служб.
В середине прошлого века советник компании Nissan Сидзита Мураяма выбил госзаказ на производство полноприводных автомобилей для полиции, а также лесных и коммунальных служб.
В результате на свет появился созданный по подобию легендарных JP и Range Rover внедорожник Patrol.
Ну, а зенит славы автомобиля пришелся на середину 90-х, когда он стал основным транспортным средством миротворцев ООН и, соответственно, телевизионным символом ооновских миссий в странах "третьего мира".
Land Rover 80
В производстве: с 1948 года . Сейчас на рынке – модель Defender (с 1983 г.)
Прямой потомок Land Rover 80 производится до сих пор: это – легендарный Defender. LR 80 в свое время стал первым в истории автомобилем повышенной проходимости, который изначально создавался не по заказу армии, а для гражданских целей.
Что не исключало таких качеств, как надежность и "неубиваемость". Ну, а самое интересное, что именно Land Rover 80, а вовсе не Saab 92 стал первым серийным автомобилем с "авиационными" корнями!
Предприятие в Солихалле, где было налажено производство "восьмидесятого", во время Второй мировой войны занималось выпуском двигателей для танков и самолетов.
Volkswagen Beetle
В производстве: с 1938 года. Сейчас на рынке – модель II поколения
Читайте также
"Жук" привлек к себе всеобщее внимание еще в середине 30-х, когда были представлены первые серийные образцы.
Однако настоящая слава к автомобилю пришла после Второй мировой, когда было возобновлено его производство. VW Beetle стал символом послевоенного восстановления Европы.
Кроме того, это – единственный в истории автомобиль, производившийся в течение 65 лет (с 1938 по 2003 гг.) без серьезной модернизации базовой конструкции. За это время выпущено 21 529 464 экз. машины.
Роман Зубко