Власти США и Японии рассматривали нашумевшую историю с отзывом более 10 миллионов автомобилей Toyota прежде всего как политическую, а уже затем как потребительскую проблему.
Об этом свидетельствуют выложенные на сайт Wikileaks секретные документы – расшифровка переговоров между послом США в Японии Джоном Русом и Седзи Маэхарой, занимавшим в правительстве Наото Кана пост министра транспорта Японии.
В сообщениях, датированных февралем 2010 года, высокопоставленные собеседники настаивают на "мирном урегулировании проблемы отзывов".
В частности, во время встречи 10 февраля 2010 года С. Маэхара сообщил, что его правительство "хочет быть уверенным в том, что проблемы Toyota не создадут препон в торговле между США и Японией".
"Двусторонние отношения с Соединенными Штатами являются краеугольным камнем внешней политики Японии, поэтому необходимо решить этот вопрос в дружественном ключе", – настаивал министр.
В свою очередь, Дж. Рус согласился с этми доводами, но потребовал, чтобы японский автогигант "разобрался с этой проблемой как можно быстрее".
Аналитики отмечают, что переговоры по поводу отзывов Toyota проходили в обстановке большой напряженности в сфере международной торговли между США и Японией. Напомним, конец 2009 и начало 2010 года были омрачены последствиями мирового финансового кризиса 2008 г., и Япония была одной из первых стран, организовавших программу стимулирования авторынка путем субсидирования обмена старых машин на новые.
Правительство США было жизненно заинтересовано в том, чтобы продукция "детройтской тройки" была допущена к участию в программе, но Япония не желала давать иностранным производителям преференций перед отечественными, поэтому переговоры проходили крайне драматично.
Читайте также
Напомним, что дипломатически-потребительский скандал вокруг автомобилей Toyota разразился осенью 2009 года, когда американская Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) начала расследование по мотивам многочисленных жалоб на залипание педали газа в автомобилях Toyota и Lexus. Неконтролируемое ускорение привело к сотням ДТП и как минимум 21 смертельному случаю.
Первоначально в Toyota объяснили застревание педали неправильной конструкцией коврика под водительским сиденьем — якобы педаль зацеплялась за него. Однако затем выяснилось, что в большинстве автомобилей коврик ни при чем, а педаль плохо работает из-за какого-то механического дефекта.
К зиме 2009-2010 гг. количество смертей по вине этого дефекта выросло до 37 (по официальным данным NHTSA), а объем отзыва увеличился до беспрецедентных 7,5 млн автомашин только в США.
В Европе к ним прибавилось еще 1,8 млн (в том числе 160 тысяч в России), в Китае – 75 тыс., а общее количество отзываемых автомобилей в мире превысило 10 млн штук – больше, чем произвели все подразделения Toyota за 2009 год.
Масштаб проблемы вырос настолько, что в конце февраля 2010 года глава компании Акио Тойода был вызван для объяснений в конгресс США. Автогиганта, с трудом оправляющегося после рецессии, приговорили к крупнейшему в истории Америки штрафу, составившему 16,4 млн долларов.
Однако на фоне расходов Toyota на сервисную кампанию и выплаты автомобилистам, выигравшим судебные иски (свыше 2 млрд долларов), эта цифра просто теряется. Более того, рыночная стоимость акций Toyota всего за неделю упала на 15%.
В заключение стоит отметить, что настоящая причина застревания педали газа так и не была найдена.
После вышеупомянутых событий не только Toyota, но и другие автопроизводители начали оснащать свои новые модели так называемой системой приоритета тормозов – устройством, которое реагирует на одновременное нажатие педалей газа и тормоза, отдавая приоритет торможению, а не разгону.
Фото: АР