Путями крестоносцев в Галилее. Часть II
Фото:
Путями крестоносцев в Галилее. Часть II

Продолжаем путешествие. По шоссе № 77 едем до перекрёстка а-Мовиль, сворачиваем направо на дорогу № 79, движемся по ней до перекрёстка Сомех, а с него направо на шоссе № 70. Проехав город Шломи, сворачиваем направо на дорогу № 899, которая приведет нас к природному заповеднику ''Парк Горен''. Попетляв по нему несколько минут, оказываемся на смотровой площадке, с которой открывается неповторимый вид на руины старинной крепости, которая и станет следующим пунктом нашего путешествия.

Монфо – ''сильная гора'', так назвали в ХII веке эту цитадель её первые поселенцы, французские рыцари. А в 20–х годах следующего века здесь появились новые хозяева, немецкие кнехты, члены Тевтонского ордена.

В 1128 году в Иерусалиме появляется госпиталь Св. Марии Тевтонской, цели которого были абсолютно идентичны деятельности темплиеров и госпитальеров: помощь паломникам, посещавшим Святую Землю. Только в отличие от двух предыдущих, новое ''туристско-медицинское'' учреждение обслуживало исключительно ''лиц немецкой национальности''. После захвата Святого города сарацинами в 1187 году это врачебное братство перебралось в Акко. А в ходе III-го Крестового похода, поддержанное морально и материально сыном германского императора Фридриха Барбароссы тоже Фридрихом, герцогом Швабским, было преобразовано в Иерусалимский Немецкий госпиталь Святой Марии. А в 1199 году папой римским Иннокентием III был утверждён Устав Ордена, получившего наименование Тевтонского. Во главе нового ватиканского ''военно-монашеского'' подразделения стоял гроссмейстер, а формой одежды немецких рыцарей стал белый с чёрным крестом плащ. Вскоре, как грибы после дождя, в Палестине и Европе начинают создаваться госпитали и административные единицы – комтурства тевтонцев. Активность немецких воинов-монахов вступает в конфликт с госпитальерами и темплиерами, которые, в конечном итоге, вытесняют их из новой столицы II-го Королевства крестоносцев. Вот тогда-то и приобретают тевтонцы полуразрушенный к тому времени Монфор, переименовывают его на свой лад в Штаркенберг, и начинают возведение на этом галилейском холме величественной крепости.

В течение десяти лет были построены три линии оборонительных укреплений. За их высокими толстыми стенами укрылись склады и конюшни, церемониальные залы и трапезная, церковь, гостиница, тюремный каземат. Все помещения соединялись друг с другом узкими винтовыми лестницами, главные залы снабжались колодцами. Окна служили одновременно и амбразурами на случай осады. Завершала картину нависающая над глубоким рвом десятиметровая башня с остроконечным шпилем.

Всё это, однако, не спасло обитателей Штаркенберга, когда в 1271 году к стенам замка подошли войска мамлюкского султана Бейбарса. Придя к заключению, что дело ''швах'', тевтонцы сдали крепость в обмен на сохранение жизни и возможность вывезти свой бесценный архив.

Покинув Святую Землю, рыцари присоединились к своим собратьям в Старом свете, которым ещё в 1234 году папа римский даровал Восточную Пруссию с условием обращения живущих там языческих народов в христианство. Успешно справившись с этой задачей, тевтонцы попытались расширить свою экспансию на Восток, однако, потерпев поражение в бою на льду Чудского озера от новгородского князя Александра Невского, отступили. Теперь же, получив такое солидное подкрепление из Палестины, орден воспрял духом. В 1283 году им было окончательно покорено племя пруссов, продолжилась экспансия в Ливонию, Польшу, Литву. Русские земли вновь оказались под угрозой немецкого нашествия. В 1309 году главная резиденция Ордена переносится в крепость Мариенбург на территории современной Латвии. Объединённый с ливонским орденом Меченосцев, по своим масштабам владений, богатству и числу членов, он становится самым могущественным в Европе. Несколько последующих десятилетий Орден Святой Марии Тевтонов – один из важнейших факторов давления Ватикана на страны Восточной Европы. Но в 1389 году великий литовский князь Витаутас (Витовт) принимает католичество, вскоре крестится и вся языческая Литва. И у тевтонцев, таким образом, почва уходит из-под ног – святая цель христианизации прибалтийских народов более неактуальна. И тогда немецкий гроссмейстер не находит ничего лучшего, как объявить войну объединённому польско-литовскому государству. На горизонте истории в очередной раз возникает призрак ''маленькой победоносной компании''. Но на этот раз немецкие рыцари просчитались: 15 июля 1410 года у небольшого местечка Грюнвальд (Жальгирис) они терпят сокрушительное поражение. ''Не только вероломный орден тевтонцев лежал поверженный у ног короля, - писал об этой победе польско-литовско-русской армии в эпилоге своего романа ''Крестоносцы'' писатель Г. Сенкевич, - в этот день искупления о польскую грудь разбилось всё немецкое могущество, доныне заливавшее, как волна, несчастные славянские земли. Честь и хвала тебе во веки веков, великое, священное прошлое, и тебе, жертвенная кровь!''

В 20-х годах ХVI века в ходе начавшейся Реформации, владения тевтонского ордена были преобразованы в герцогство Пруссию, а резиденция перенесена в Вену. А в 1809 году он был и вовсе упразднён указом ''главного преобразователя Европы'' ХIХ столетия Наполеоном Бонапартом. Восстановленное в 1834 году, но уже как невоенная организация, тевтонское братство благополучно продолжает свою деятельность до настоящего времени.

Сегодня развалины замка Монфор поражают своей своеобразной романтичностью, величественностью и неприступностью. Чтобы совершить пешую экскурсию в крепость, следует спуститься вниз к ручью, ''форсировать'' его и подняться к замку по крутой тропе. Затем тем же путём придётся вернуться обратно. Это займёт не менее трёх–четырёх часов. Так что вам решать, идти ли на приступ Штаркенберга...

Покидаем бывшую тевтонскую твердыню, возвращаемся на шоссе №899, едем по нему на запад до его пересечения с дорогой № 4. Поворачиваем налево и добираемся до последнего пункта нашего путешествия ''По следам крестоносцев в Галилее'' город Акко...

Юрий Полторак

Фото: ЕV

counter
Comments system Cackle