Как в Audi придумали замену подушке безопасности, и что из этого вышло
Фото: Wikipedia
Как в Audi придумали замену подушке безопасности, и что из этого вышло

Некоторые, возможно, еще помнят, как в конце 1980-х и начале 1990-х годов одним из самых популярных маркетинговых трюков для продажи автомобилей были наклейки. Видимо, автопроизводители надеялись, что как только клиент переступит порог автосалона, его привлечет наклейка на заднем стекле с надписью turbo, GTI, ABS или SRS Airbags. 

Большинство из них рекламировали новые и инновационные (в то время) функции, такие, как антиблокировочная тормозная система или подушки безопасности — две системы, которые теперь присутствуют в более чем 99 процентов всех новых автомобилей, продаваемых по всему миру.

Некоторые из вас, вероятно, помнят, как ABS стала устанавливаться в стандарте на немецких автомобилях, начиная с Mercedes-Benz в начале 1980-х годов, но спустя чуть более десяти лет почти у каждого из конкурентов были устройства SRS (дополнительная система ограничения), которая использовала пиротехнический патрон, чтобы развернуть раздувающуюся подушку безопасности, чтобы голова не врезалась в рулевое колесо во время аварии. 

Однако Audi пошла другим путем. До 1994 года на заднем стекле почти каждой высококлассной Audi красовалась наклейка quattro или procon ten, обозначающая довольно сложную систему безопасности, которая использовалась Ингольштадтом при столкновении вместо обыкновенной подушки безопасности. 

Вы могли бы подумать, что Audi просто опаздывала в разработке технологии подушек безопасности. Но правда на самом деле заключается в другом. Все началось в 1970 году, когда был построен первый испытательный зал Audi, и автомобильные аварии стали получать от немецкого автопроизводителя больше внимания. Ряд инженеров начали изучать влияние фронтальных столкновений и решать, как лучше защитить пассажиров. 

Среди них был инженер Элмар Фоллмер, который, вероятно, является ключевым лицом, ответственным за разработку системы безопасности Procon-Ten, не говоря уже о том, что был вовлечен во все аспекты исследований по безопасности в Audi до 1990-х годов. Он также руководил разработкой структурного дизайна для улучшения рассеивания энергии удара и введением в Audi подушек безопасности.

Procon-Ten фактически означает "запрограммированное сокращение и натяжение", а причиной его создания стали инженеры Audi, обвинявшие рулевое колесо и рулевую колонку в самых фатальных лобовых авариях. В то время как другие автопроизводители разрабатывали подушки безопасности в качестве дополнительной удерживающей системы, которая была интегрирована с ремнями безопасности, Audi пошла совершенно другим путем: вместо того, чтобы вытащить мягкую воздушную подушку между водителем и рулевым колесом в случае аварии, она просто убирала рулевое колесо. Нет, это не было чем-то волшебным, хотя, не видя и не зная всех скрытых элементов, которые заставляли систему работать, это, вероятно, выглядело немного завораживающим. 

Короче говоря, во время лобового столкновения рулевое колесо автоматически отводилось вперед от водителя, в то время как передние ремни безопасности натягивались и удерживали передних пассажиров от удара о приборную панель. За двигателем была установлена довольно сложная система стальных тросов и шкивов, соединяющих двигатель с рулевой колонкой и передними ремнями безопасности. 

Поскольку Audi устанавливала свои двигатели в продольном направлении как можно ближе к переднему бамперу («перед фарами» - цитируя Джереми Кларксона), "система без подушки безопасности" работала даже лучше, чем первоначально надеялись. 

В случае, если автомобиль врезается во что-то, двигатель будет одним из первых элементов, который в результате удара отбросит назад, в сторону салона. Поскольку его задняя часть была соединена с этими стальными тросами, ее движение во время аварии фактически тянет колонку рулевого колеса вперед, а также натягивает передние ремни безопасности. Вы можете посмотреть эту забавную старую рекламу, чтобы увидеть, как Audi рекламировала свой товар в то время. Он на немецком языке, но вы поймете его, даже если вы не говорите на языке Гете.

Представленный впервые в 1986 году, после многих лет разработки, Procon-Ten стала единственной системой такого рода, и ничего даже отдаленно похожего не использовалось другими автопроизводителями. Однако и сегодня вы можете найти ее в Audi 100 и 200 тех годов, а также в некоторых моделях Audi 80 и 90. 

Последние автомобили, оснащенные системой, были построены в 1994 году, после чего Audi наконец переключилась на подушки безопасности, а система Procon-Ten ушла в историю. Очевидно, несмотря на отличные результаты, весила система довольно много и была не так надежна, как подушки безопасности.

С появлением более легких и дешевых материалов, а также электрических систем, у нас есть (небольшая) возможность увидеть что-то подобное от Audi в будущем, тем более, что за автопроизводителем из Ингольштадта остался зарегистрированный товарный знак Procon-Ten. Ведь тем, кому пришлось испытать в своих автомобилях неприятный лобовой удар, знают, подушка безопасности не совсем пушистая и может оставить человека со сломанным носом, несмотря на спасение жизни.

Анатолий Гребенюк

counter
Comments system Cackle