Zahav.АвтомирZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Автомир

А
А

В царстве каменного разноцветья

Есть здесь и многочисленные человеческие фигуры, изображения различных животных, птиц и растений, обитавших в долине Нила, столб-водомер...

21.02.2010
Источник:avtomir.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Ученые предполагают, что первые мозаики появились в Месопотамии три с половиной тысячи лет назад. Мозаичные изображения находили при раскопках сооружений времен израильского царя Ахава (IХ век до н.э.), в знаменитом Гордионе (помните ''Гордиев узел''?), построенном в VII столетии до н.э. Однако подлинного расцвета искусство мозаики достигло в Греции в IV веке до н.э. Недаром даже само слово ''мозаика'' своим происхождением восходит к легендарным музам – покровительницам различных видов творческой деятельности человека. Конкретной музы, ''ответственной'' за мозаики, греки, правда, не назначили. Видимо, этот вид изобразительного искусства был способен развиваться без руководящей и направляющей роли чиновников Аполлона, бога мудрости и гармонии, а, по совместительству, и предводителя муз...

Пика своего развития искусство мозаики достигло в Римской империи и ее преемнице Византии. Подлинные мозаичные шедевры можно увидеть в Италии, Египте, Малой Азии. Однако, вовсе не обязательно ехать в Помпеи, Александрию или Стамбул, чтобы полюбоваться работами древних мастеров мозаики. И в Израиле сохранились восхитительные примеры их великолепных произведений.

Начнем мы наше знакомство с мозаиками Земли Обетованной у подножия горы Гильбоа в кибуце Хефци–Ба (добираться с шоссе № 71 Афула – Бейт-Шеан, свернув на дорогу № 669 до красного указателя ''Национальный заповедник Бейт-Альфа''). Основано это поселение было в 1922 году. Тогда же при прокладке дороги в кибуц и была обнаружена синагога 14-вековой давности.

С тех времен сохранились дворик-атриум перед зданием и притвор у входа, остатки стен, колонн, поддерживавших свод помещения и обломки черепичной крыши. Обнаружились даже бронзовые византийские монеты в тайнике. Главной же сенсацией находки стала отлично сохранившаяся мозаика на полу синагоги. Представьте себе, что вы заходите в помещение, и видите изображение Авраама, приносящего в жертву своего сына Исаака (чтобы не было никаких сомнений по поводу этого сюжета, рядом с действующими в этой сцене персонажами аккуратно на иврите выписаны их имена). Взглянув выше, вы обнаруживаете изображения четырех женщин, символизирующих времена года, а также львов, птиц, собак, козлов. В центре композиции – бог Солнца Гелиос на колеснице, запряженной четверкой лошадей, в окружении символических рисунков двенадцати зодиакальных созвездий.

מערכת וואלה! צילום מסך


 

И это все в синагоге? Да, в синагоге, ибо где еще можно встретить изображения семисвечников, ковчега завета, рога-шофара, символов праздника Суккот – этрога, листа финиковой пальмы, мирта и ивы? А если присовокупить к этому уже упоминавшиеся надписи на иврите, наличие специального помещения для женщин и направление здания в сторону Иерусалима, все сомнения отпадут – перед нами одна из старейших синагог Земли Израиля.

מערכת וואלה! צילום מסך


 

Что же до изображений людей и животных, то не стоит забывать, что здание это построено в VI веке, когда огромное влияние на местное население оказывала византийская культура. И тем не менее – это вовсе не умаляло силу еврейской традиции, удерживавшей достаточно прочные позиции среди иудеев Палестины того времени.

Сегодня Бейт-Альфа (так это еврейское поселение именовалось в древности) – национальный исторический заповедник, где, наряду с древней синагогой, вы сможете увидеть оригинальный кинофильм, рассказывающий об истории создания этого удивительного сооружения, приобрести замечательные сувениры, а также побывать в настоящем ... японском саду, организованном в этом кибуце жителями страны Восходящего Солнца (тоже своего рода сюрприз!).

Покидаем кибуц Хефци-Ба и отправляемся далее на восток. Примерно полчаса езды по дороге № 669, а затем по шоссе № 6667 и мы в Бейт-Шеане, одном из древнейших городов Земли Израиля. Порядка двадцати культурных слоев поселений обнаружили при раскопках Бейт–Шеана археологи. Неоднократно город разрушался до основания неприятелем, и вновь, словно птица Феникс, восставал из небытия. Наивысшего расцвета достиг Бейт-Шеан, получивший к тому времени греческое название Скитополис, в IV-VI веках н.э. Население его тогда достигало 40 тысяч человек, и было в нем все, что присуще ''нормальному'' античному городу: многочисленные храмы, римские термы, театр для спектаклей и религиозных мистерий, амфитеатр для сражений гладиаторов. И сегодня, благодаря кропотливому труду реставраторов, все это можно увидеть в заповеднике.

Нас же интересует определенная тематика, и потому пройдемся по центральной улице восстановленного Скитополиса и вскоре окажемся на своеобразной полукруглой площади, по периметру которой находятся небольшие помещения. Это – бывший городской рынок со множеством когда-то действовавших здесь магазинов, таверн, увеселительных заведений. Именно здесь можно увидеть обнаруженные при раскопках мозаичные тротуары, которые по праву составляют гордость заповедника. Часть мозаик древнего Бейт-Шеана сегодня экспонируется в музее Израиля в Иерусалиме и археологической коллекции музея Хайфского университета.

Город Бейт-Шеан находится на шоссе № 90. Проследуем по нему на север, на перекрестке Цемах свернем направо, чтобы далее по шоссе № 92 обогнуть море Галилейское (озеро Кинерет) по его восточному берегу. Вскоре же вновь поворачиваем направо, на этот раз на перекрестке Курси, и оказываемся в заповеднике под тем же названием. Здесь на берегу озера мы увидим небольшой, созданный течением местного ручья Самах, мыс. Плодородные земли, возможность рыбного промысла, красивая природа – все это привело к интенсивному заселению этого района уже в древние времена. Место же истока ручья, имеющего по обе стороны симметрично расположенные высокие плоские скалы, напоминает по своей форме сидение гигантского стула. Последнее и привело к тому, что местность получила наименование ''Курси'' (''курса'' в переводе с иврита – кресло).

С III века н.э. отождествляется Курси с местом евангельского ''чуда со свиньями''. Именно здесь, согласно христианской традиции (Мк, гл. 5:2,13,15) Иисус Христос избавил больного, ''одержимого нечистым духом'', от этой напасти, после чего преследовавшие этого человека бесы ''вошли в свиней'', пасшихся неподалеку. Свиньи спешно бросились в воду, а бывший бесноватый был обнаружен местными жителями ''одет и в здравом уме''.

В V веке н.э. на холме над озером строится монастырь с церковью, кельями для монахов, гостиницей для паломников. Все это было уничтожено через 200 лет персами и, казалось, навсегда.

Почти тысячу лет скрывала земля тайну древней обители, пока в 1970 году при прокладке шоссе строители не наткнулись на старинные мозаики. Работы были приостановлены, и перед археологами открылась удивительная картина. Внушительных размеров зал-базилика, баптистерий-крещальня в алтаре церкви, помещения для служителей и хранения обрядовой утвари, небольшая капелла с подвалом, ящик со святыми мощами – все это в отличной сохранности с византийских времен терпеливо ожидало прихода исследователей. Но, безусловно, главной достопримечательностью раскопанного учеными храма нужно считать великолепно сохранившийся мозаичный пол, на котором, наравне с геометрическими узорами, можно встретить представителей многих видов флоры и фауны Святой Земли.

Продолжим наше путешествие на север по дороге № 92, на перекрестке Иегудия свернем налево на шоссе № 87 и через несколько минут мы в Табхе. Аин- Шева – ''семь источников'' – так звучит и переводится название этого места с иврита (здесь действительно бьют несколько ключей). В ''Гептапегон'' на греческий манер переиначили это слово поселившиеся здесь в византийскую эпоху христиане. Арабы же, видимо не без труда произносившие это слово, укоротили его до ''Табхи''. Под этим названием и фигурирует этот клочок Святой Земли во всех путеводителях мира. И, если верить христианской традиции, именно здесь произошло чудесное насыщение Иисусом из Назарета (Мф, гл.14:21) ''около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей'' (экая дискриминация!) пятью лепешками и двумя рыбами. На месте необыкновенного кормления в V-VI веках была сооружена церковь, разрушенная в начале VII столетия персами. Тринадцать веков спустя немецкими археологами были обнаружены остатки этого сооружения с великолепно сохранившимися мозаиками, включая известное изображение корзинки с хлебами и двух рыб. Рисунок этот стал символом Святой Земли, олицетворением неограниченных возможностей духовного насыщения посещающих ее паломников-христиан.

מערכת וואלה! צילום מסך


 

По обе стороны от алтаря можно увидеть еще два мозаичных полотна, рассказывающих о флоре и фауне долины Нила, что, видимо, говорит о происхождении мастеров, осуществлявших художественные работы в церкви. Хотя, не исключено, что это были местные работники, использовавшие имеющий в их распоряжении ''типовой проект''. Ведь и в те далекие времена существовали трафареты, которыми не брезговали мастеровые древности. Стоит обратить внимание на изображенный на правой от алтаря мозаике ''ниломер'' – столб с делениями, определяющими уровень подъема воды во время разлива главной реки Египта. По этим отметкам тогдашние чиновники определяли объем доходов в государственную казну после уплаты налогов с проданного населением зерна. Ведь, чем выше уровень разлива Нила, тем большая площадь будет занята посевами, а значит больше урожай и соответственно поступления в бюджет от его продажи...

Едем, однако, далее. По шоссе № 87 доезжаем до его перекрестка с дорогой № 90 и по ней на юг в Тверию, где нас ждет встреча с очередной мозаикой, на этот раз в национальном заповеднике ''Хаммат Тверия''. Он находится напротив знаменитого бальнеологического курорта на берегу Кинерета, который по праву славится бассейнами с водой из лечебных сероводородных источников.

И вновь перед нами синагога. И вновь мозаика с уже знакомым по Бейт-Альфе сюжетом. Но какой резкий контраст! Здесь – профессионально выполненные объемные изображения знаков Зодиака, правильные, а не карикатурно плоские, черты лица бога Солнца Гелиоса, аккуратно выгравированные орнаменты. Все это говорит о высоком художественном уровне мастеров, выполнявших заказ. Можно предположить также, что авторы мозаики ''набили руку'', работая в христианских церквях. Уж больно языческий Гелиос напоминает Бога Саваофа...

Покидаем Тверию и по шоссе № 77 доезжаем до его пересечения со вторым после перекрестка Бейт-Римон поворота налево. Еще несколько минут езды и мы в ''Заповеднике Циппори''.

Поселение Циппори впервые упоминается во времена правления иудейского царя Александра Яная (103 год до н.э.), хотя археологи обнаружили здесь следы человеческой деятельности, протекавшей в этих местах по крайней мере за половину тысячелетия до этого. В середине I века до н.э. Циппори – столица Галилейской ''области'' римской провинции Иудея. Однако расцвет Циппори приходится на II-IV столетия н.э. Именно к этому периоду относятся найденные при раскопках фрагменты городских кварталов, усадеб, синагог, еврейских ритуальных бассейнов-микв, театра. К этому же времени относят ученые и многочисленные мозаики, украшавшие дома богатых жителей города. Так, пол столовой одного из особняков II века покрывает мозаика, выполненная на сюжеты мифов о жизни бога виноградарства и веселья Диониса. Здесь и рождение Диониса, его путешествиях с верными спутницами-вакханками, соревнование с Гераклом на стойкость при возлияниях. И повсюду изображение плюща – символа вечной жизни, виноградной лозы, кубков и рогов с вином – постоянных атрибутов бытия этого неистощимого на выдумки и розыгрыши веселого божества. По периметру мозаичного ковра – женские лики, среди которых особо выделяется портрет богини Афродиты, прозванный ''Моной Лизой Галилеи''. Такое название дано этому изображению потому, что, как и на легендарном портрете Леонардо да Винчи, с какой бы стороны вы на него не посмотрели, создается впечатление, что изображенная на нем женщина смотрит именно на вас.

מערכת וואלה! צילום מסך


 

И еще одна мозаика безусловно привлечет ваше внимание в заповеднике. Находится она на территории отреставрированной учеными вилле, находящейся на центральной улице древнего Циппори (кстати, обрамленной мозаичными тротуарами). Называется она ''Праздник Нила'' и изобилует сюжетами, связанными с культом главной реки Египта, и достопримечательностями, расположенными на ее берегах.

מערכת וואלה! צילום מסך


 

Есть здесь также и многочисленные человеческие фигуры, изображения различных животных, птиц и растений, обитающих в долине Нила, столб-водомер (аналогичный изображенному на мозаике в Табхе), и ныне существующая в Александрии колонна Помпея, и даже давно разрушенный Александрийский маяк – одно из семи легендарных чудес Древнего мира. Мозаиками украшены и другие помещения этой усадьбы. На них целый сонм богов древней Эллады, амазонки, кентавры, сюжеты охоты, пиров, спортивных игр.

А мозаику с библейскими сюжетами и атрибутами еврейской традиции можно увидеть на полу недавно отреставрированной учеными древней синагоги.

מערכת וואלה! צילום מסך


 

Отправимся, однако, к последнему пункту нашего путешествия. От Циппори – налево, до шоссе № 79, по нему в город Назарет на его главную улицу, носящую имя папы римского Павла VI, а затем в переулок Каса Нова, где в 1969 году вознесся над городом самый большой христианский собор на Ближнем Востоке – базилика Благовещения. В ходе предшествовавших строительству археологических раскопок на этом месте были обнаружены остатки синагоги II–III веков н.э, мозаики византийской церкви, руины храма времен крестоносцев. А если прибавить к этому, что с ХVIII века здесь стоял францисканский монастырь, ясно – перед автором проекта архитектором Дж. Муцио стояла невероятно сложная задача: построить новое здание, по возможности сохранив все, оставшееся от прежних времен. С этой задачей он справился блестяще, воздвигнув 2-яруснz2 DSCF0011ый храм. В нижнем этаже мы видим остатки дома, в котором, по преданию, проживало Святое семейство, мозаики церкви византийского периода, колонны и стены храма крестоносцев. Второй же этаж и есть собственно церковь с огромным мозаичным панно в алтарной части, в центре которого – Иисус Христос, апостол Петр, дева Мария и склонившиеся перед ними в почтении главы различных христианских конфессий.

מערכת וואלה! צילום מסך


 

Стены храма украшены мозаиками на различные евангельские сюжеты – подарки католических общин разных стран мира. Здесь – портрет Марии из африканского государства Камерун, бразильская мозаика, изображающая двух рыбаков, вытаскивающих сетями чудесный улов – терракотовую статую Мадонны. Мозаика из Испании изображает деву Марию на колонне, перед которой, как рыцарь перед королевой, склонился Св. Яков. На мозаике из Японии мы видим Богоматерь с Иисусом на руках. Мария облачена в одеяния принцессы с золотыми розетками хризантем, а ее белая шаль сделана из натурального жемчуга и инкрустирована золотом. На мексиканской мозаике – покровительница страны – Мадонна из Гваделупы, а яркое мозаичное панно из Англии, выполненное в цветах британского флага, изображает сцену Благовещения.

С западной и южной сторон церковь окружена стеной, которая образует обширный двор. И вдоль всего его внутреннего периметра тоже многочисленные мозаики-дары христиан разных стран мира. Среди них – Мадонна из Лаоса, Богоматери из Италии, Шотландии, Словении, изображения девы Марии из Вьетнама, Словакии, Литвы, Грузии. И безусловно, многих привлечет подарок католиков украинской диаспоры с характерной надписью: «Пресвятая Богородица, молись за свой украинский народ».

מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также


 

Мозаики собора Благовещения в Назарете по праву могут считаться новым словом в истории развития этого древнего вида изобразительного искусства. А окончание нашей экскурсии именно здесь логически завершает путь, пройденный мастерами из царства разноцветных камешков, расположенного в древней и вечно юной Земле Израиля.

 

Юрий Полторак (экскурсовод)

Фото: автора

 

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке