Zahav.АвтомирZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Автомир

А
А

Машина времени (история нержавеющего DeLorean DMC-12)

Хороший фильм может прославить не только актера, сыгравшего в нем. DeLorean DMC-12 стал бессмертным благодаря кинематографу.

09.11.2009
Источник:drive.ru
Zahav.ru

Хороший фильм может прославить не только актера, сыгравшего в нем. DeLorean DMC-12 стал бессмертным именно благодаря кинематографу.

Название DeLorean известно едва ли не всем, кто интересуется автомобилями. Все знают про эту необычную машинку с клиновидным силуэтом и открывающимися вверх дверями, которая смотрится пришельцем из будущего даже сейчас. А между тем она давно была бы забыта, если бы не необычная судьба самой марки и яркая личность человека, давшего ей свое имя.

Этим человеком был Джон ДеЛореан (John DeLorean, 1925—2005 годы), талантливый американский инженер и менеджер румынско-венгерского происхождения. Это именно он, получив в начале 1960-х годов должность ведущего инженера Pontiac, предложил ставить под капот обычного купе Tempest огромный 325-сильный мотор – так появился знаменитый монстр Pontiac GTO.

Zahav.ru


Возглавляя сперва Pontiac, а затем Chevrolet, ДеЛореан обогатил General Motors множеством технических, стилистических и концептуальных находок. Но, в конце концов, в этой консервативной корпорации ДеЛореану, знаменитому своей эксцентричностью и нонконформизмом, стало тесновато. В 1973 году он был уже вице-президентом General Motors, но неожиданно подал в отставку и основал собственную фирму – DeLorean Motor Company (DMC). Под этой маркой он решил выпускать свой спортивный автомобиль.

Zahav.ru


Дизайн этой центральномоторной двухместной машины разрабатывал знаменитый итальянский стилист Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) – тот самый, которого позже назовут автомобильным дизайнером столетия. Кузов машины состоял из углепластикового каркаса, на который навешивались наружные панели из нержавеющей стали. Их было 304 штуки. Именно они-то и были самой оригинальной чертой автомобиля. Правда, в этом решении имелись не только свои плюсы, но и минусы. С одной стороны, машина не боялась коррозии и не нуждалась в окраске, а благородный металлический цвет придавал ей очень стильный вид. С другой, это означало, что все сходящие с конвейера экземпляры имеют абсолютно одинаковый облик. Однако те времена, когда Генри Форд мог делать свои знаменитые заявления о ''любом черном'' цвете машины, давно прошли, и потребитель жаждал разнообразия. Нержавейка же плохо поддавалась окраске. Помимо того, выяснилось, что на полированной металлической поверхности очень заметны банальные отпечатки пальцев.

Zahav.ru


Двери автомобиля открывались вверх по принципу ''крыло чайки'', как у легендарного Mercedes-Benz 300SL середины 1950-х годов. Но эта красота тоже потребовала жертв – дверь сложной формы не позволяла вставить в нее опускающиеся стекла. Пришлось ограничиться небольшой ''форточкой'' на нижней кромке окна. Еще одно характерное отличие – разный диаметр передних и задних колес. Наконец, если бы все замыслы ДеЛореана пошли в серию, на машине стоял бы двигатель Ванкеля. Но топливный кризис, постигший мировую экономику в 1970-е годы, заставил отказаться от прожорливого роторного ''движка'' и выбрать вместо него банальную V-образную ''шестерку'', разработанную совместными усилиями Peugeot, Renault и Volvo. Этот мотор рабочим объемом 2,8 литра в оригинале выдавал мощность в 170 лошадиных сил. Но на основном рынке DMC – в Америке – в те годы уже ввели строгие экологические нормы. Двигатель в них не вписывался, и его пришлось переделать. При этом мощность упала до жалких 130 л.с., с которыми машина уже никак не могла претендовать на звание спорт-купе.

Zahav.ru


Автомобиль получил официальное название DeLorean DMC-12. Кстати сказать, число ''12'' здесь не несет никакого особого смысла – судя по всему, это просто внутризаводское обозначение проекта. Экзотическая конструкция и репутация ДеЛореана стали для машины хорошей рекламой. В первые же дни продаж DMC получила на свой автомобиль 4 тысячи оплаченных заказов.

Zahav.ru


В целях снижения издержек машину решили выпускать в Ирландии – точнее, в 6-ти километрах от Белфаста – в пригороде Данмарри (Dunmurray). Местные власти, заинтересованные в развитии локальных производств, обещали заводу финансовые преференции, а благодаря безработице набрать рабочие руки там было несложно. Трудность же заключалась в том, что руки эти по большей части не обладали необходимой квалификацией. Производство началось в 1981 году, однако серьезные проблемы с качеством, да и сомнительные характеристики машины, привели к тому, что раскупался DMC-12 плохо. И это несмотря на то что еще до начала продаж за машиной выстроилась очередь желающих, готовых выложить за новое творение ДеЛореана лишние 10 тысяч долларов сверх отпускной цены в $25 тысяч (с тех пор благодаря инфляции доллар подешевел примерно в три раза, то есть для тех времен автомобиль никак нельзя было назвать дешевым).

Zahav.ru


DeLorean Motor Company приближалась к краху. Но тут автомобильная часть истории заканчивается и начинается детективная. На связь с ДеЛореаном, отчаянно нуждавшимся в оборотном капитале, вышел некто Джеймс Хоффман (James Hoffman). Его предложение сводилось к использованию компании DMC как ширмы для отмывания денег, полученных от продажи наркотиков. ДеЛореан таким образом получал бы необходимые инвестиции, а Хоффман и прочие участники наркосиндиката оставались бы с ''чистыми'' долларами. После долгих переговоров ДеЛореан, надеясь спасти компанию, согласился на сделку, но принял ряд мер предосторожности. И, как выяснилось, не зря: Хоффман уже давно был осведомителем ФБР, и весь его план оказался разработанной в этом ведомстве подставой. Американские органы правопорядка для улучшения отчетности тоже не брезговали провокациями (многие автомобильные историки считают, что это была месть руководства GMC бывшему вице-президенту корпорации, который осмелился в своей книге ''General Motors в истинном свете'', написанной в соавторстве с Патриком Райтом и изданной в 1978 году, рассказать всему миру о том, что же на самом деле происходило в компании. Прим. редакции avtomir.zahav.ru). В октябре 1982 года ДеЛореан был обвинен в наркоторговле и попал на скамью подсудимых.

Процесс тянулся полтора года. В конце концов адвокаты ДеЛореана сумели убедить суд, что их подзащитный был вовлечен в преступный сговор агентами ФБР, и ДеЛореана оправдали. Однако его репутация была изрядно подмочена, а компания тем временем вообще окончательно разорилась. Еще в феврале 1982 года из-за банкротства она была передана во внешнее управление, а в конце того же года закрылась окончательно. Всего менее чем за пару лет было произведено около 9200 машин DMC-12 – это оказалась единственная модель марки.

Zahav.ru


Казалось бы, и фирма, и автомобиль были обречены на забвение, но тут, не в первый раз в истории, на выручку пришло искусство. DMC-12 ''прошел кастинг'' и был утвержден на роль машины времени в знаменитой фантастической комедии ''Назад в будущее'' (Back to the Future) – первая ее серия вышла на экраны в 1985 году). Ибо, как выразился один из героев этого фильма, Док Браун (Doc Brown), ''если уж встраивать машину времени в автомобиль, то лучше в стильный''. Кроме того, футуристический вид с серебристыми панелями, четырьмя прямоугольными фарами и дверьми типа ''крыло чайки'' делал машину очень похожей на космический аппарат. Особенно с точки зрения обитателей 1955 года, куда автомобиль и заносит благодаря встроенному в него ''потоковому накопителю'', который активизируется, когда машина разгоняется до 88 миль в час (141,5 км/ч).

Zahav.ru

Читайте также


Огромный успех фильма привел к тому, что у DMC-12 появилась многочисленная армия поклонников. ''Раскрученная'' благодаря кино машина, в отличие от многих других мелкосерийных спортивных автомобилей, стала культовым объектом.

Фото: архив редакции

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке