Пойдемте в ... баню
Фото:
Пойдемте в ... баню

Представить современный мир без бань невозможно. Есть они и в Израиле: древние, выстроенные много столетий назад, и современные, вместившие в себя новейшие достижения человеческой цивилизации.

Прежде, чем отправиться в наше ''банное'' путешествие, обратимся к истории этого явления. А началось все в Египте, граждане которого, как свидетельствуют древние папирусы, дважды днем и дважды ночью совершали омовения. Были у жителей страны Нила как собственные ванны в частных домах, так и общественные бани, а мытье они сочетали с умащиваниями (растираниями маслом и мазями), массажем и предварительной очисткой тела с помощью песка.

Существовали водные процедуры и у древних иудеев, о чем неоднократно упоминается в библейских текстах, а миквы – ритуальные резервуары для омовений, являются непременным атрибутом каждой современной синагоги.

''Банную традицию'' у египтян и евреев переняли древние греки, долгие часы изнурявших физическими упражнениями свои тела в так называемых гимнасиях. Существовали такие спортивные комплексы практически во всех городах Эллады, а в некоторых, как, например, Афины – по нескольку. Создатели этих ''физкультклубов'' древности заботились и о том, чтобы у их завсегдатаев было все необходимое, включая и заведения, поддерживающие гигиену спортсменов. Вот так и возникли бани с холодной и горячей водой, парные, снабжённые устройствами для нагрева воды. В них участники тренировок и соревнований могли смыть с тела пот, масло, песок, пыль. В банях работал обслуживающий персонал, в изобилии было оливковое масло для массажа, скребки для очистки кожи от грязи. При этом купание ради удовольствия оставалось чуждым мужественным эллинам, считававших бани лишь заведениями для поддержания чистоты тела. Более того, мытье в теплой воде греки считали вредным для здоровья, поскольку оно, по их мнению, лишало организм стойкости и выносливости. А известные своей суровой системой воспитания спартанцы слыли большими поборниками холодного душа и считали, что даже после парной следует непременно окатиться холодной водой. Правда, все, о чем говорилось выше, имело отношение лишь к богатым жителям Эллады. Для остальных существовали общественные купальни, доступные тем, кто не мог принимать ванну дома, но за небольшую плату поддерживал минимальные запросы личной гигиены.

Совершенно иную роль в жизни общества играли термы в Древнем Риме. В отличие от греков, римляне практически повсеместно имели в домах ванные комнаты. Небольшие, скромно обставленные, они служили, главным образом, для мытья рук и ног; полное омовение, согласно Сенеке, римские граждане совершали не чаще одного раза в неделю. В III веке до н. э. в Риме появляются первые общественные бани на греческий манер. А через два столетия в Вечном городе воздвигаются многочисленные грандиозные термы, имеющие мало общего с жалкими гражданскими банями былых времен. Предназначались эти заведения не только для купаний: при них существовали спортивные площадки, комнаты отдыха, рестораны, библиотеки, публичные дома. В противоположность греческим баням, римские термы стали местом приятных купаний, активного отдыха и непринуждённого общения. У входа в такое заведение находился гардеробщик–капсарий, которому сдавали на хранение дорогую одежду, деньги и драгоценности. В термах орудовали ''баланоклепты'' - особые ''банные'' воры, поэтому оставлять вещи капсарию было во всех отношениях полезно и безопасно. Затем посетители входили в раздевалку, а оттуда в небольшую натопленную комнатку–тепидарий, где организм постепенно подготавливался к горячим ваннам в кальдарии. В длинном светлом помещении с куполообразным сводом – фригидарии – находились бассейны с прохладной водой. В первых термах в кальдариях стояло лишь несколько ванн, на одного человека каждая, в дальнейшем начали строить обширные плавательные бассейны с горячей водой. Со временем появился и душ. Помимо ванн и бассейнов в римских термах существовали и парные-судатории.

Термы были общедоступны, но для разных групп населения устанавливались определённые часы посещения. Со временем возросли требования и к внутреннему убранству бань, так что их отделка приобретала всё большую художественную ценность: появились мозаичные полы, настенные росписи, скульптура. Известно, что статуя Аполлона Бельведерского украшала некогда римские термы кесаря Караккалы, а знаменитая скульптурная группа Лаокоона и его сыновей располагалась в банях императора Траяна.

Не меньшими амбициями в устройстве терм отличались и в провинциях империи, о чем может свидетельствовать первый пункт нашего путешествия по ''банным комплексам'' Израиля – заповедник ''Хаммат-Гадер''. Он находится на юго–востоке от озера Киннерет, там, где дорога № 98 ''упирается'' в границу с Иорданским королевством.

Найденные здесь при раскопках римские термы IV века н. э. – одни из крупнейших на Ближнем Востоке. Здесь и несколько залов для переодеваний и гимнастических упражнений, специальное помещение для плавания – зал фонтанов, несколько индивидуальных банных комнат, овальной формы бассейн с входом в виде триумфальной арки, ванны для прокажённых (!) и даже, так называемый, ''сжигающий источник'' (с температурой воды +51 градус ) для особо выносливых. Весьма своеобразна и система обеспечения комплекса водой. В этом районе, находящемся на отметке 350 м ниже уровня моря, выходят на поверхность несколько источников с минеральной водой разной температуры. По специально для этой цели сооруженным колодцам, облицованным водонепроницаемым материалом, вода, непрерывно поступавшая в них, под собственным давлением поднималась вверх, а затем по особым керамическим трубам подавалась в бассейны и ванны. Рядом с термами высококультурные патриции соорудили театр на две тысячи мест(!), где можно было интеллектуально отдохнуть после физических упражнений и купаний.

Три десятилетия назад произошло возрождение этого курортного центра, многие столетия пребывавшего в забвении. В 1979 году здесь обнаружили развалины описанного выше древнего ''банного комплекса''. А несколько раньше предприимчивыми киббуцниками из соседних поселений была организована зона отдыха. Услугам посетителей предлагаются бассейны с горячей и прохладной водой, водопады–джакузи, водные горки, массажные кабинеты, рестораны и кафе. Недавно на территории заповедника открылся единственный в стране оздоровительный центр, использующий минеральные грязи и воды из местных сероводородных источников. Здесь можно заказать и различные виды массажа, причём все процедуры проводятся в помещениях с кондиционированным воздухом. При новом центре существует также гостиница с комфортабельными номерами и отдельный бассейн с горячей минеральной водой.

Не менее важной аттракцией заповедника является крупнейшая на Ближнем Востоке ферма по разведению крокодилов. Тысячи этих зубастых тварей разного размера, возраста и веса привлекают своей экстравагантностью многочисленных посетителей. Ну а хозяевам выгода двойная: можно брать плату и за ''просмотр'' крокодилов, и впоследствии иметь выручку от продажи изготовленных из кожи своих питомцев кошельков и сумок... Неподалеку от крокодильей фермы расположен небольшой зверинец, где можно увидеть обезьян, страусов, горных козлов, баранов, кенгуру. Есть здесь и серпентарий с различными пресмыкающимися, птичий питомник, водоём для рыбной ловли. А по праздничным и выходным дням можно насладиться представлением попугаев, во время которого эти очаровательные разноцветные пташки катаются на велосипедах и роликовых коньках, находят спрятанные от них предметы и вполне человеческим голосом приветствуют зрителей, собирающихся на этот необычный спектакль.

Однако мы отвлеклись от нашей ''банной'' темы и, как ни жаль расставаться с гостеприимным Хаммат-Гадером, покидаем его и отправляемся к следующему пункту нашей экскурсии. Им станут купальни, обнаруженные при раскопках на территории крепости Масада на южном побережье Мертвого моря. В отличии от бань Хаммат-Гадера, они представляют собой классический образец римских терм. Сначала вы попадаете в небольшой закрытый дворик, в котором отдыхающие могли заниматься физическими упражнениями до купания, или расслаблялись после водных процедур. Затем вы оказываетесь в раздевалке (здесь сохранились фрагменты фресок на стенах), откуда переходите в помещение, в котором ''клиенты'' смывали с себя грязь, и наконец переходите в парилку. В этой последней комнате можно увидеть печь, в которой сжигались дрова, благодаря чему горячий воздух поступал в простенок под полом, стоящем на десятках небольших глиняных столбах. Пол этот накалялся, на него выливали воду, она испарялась и тёплый пар обволакивал блаженствующих посетителей... Куполообразный потолок помещения способствовал тому, что сконденсированная холодная вода стекала по стенам, а не капала на лысины разгорячённых купальщиков.

Термы на Масаде были выстроены по указу царя Ирода, большого любителя римской культуры, и, соответственно, датируются I веком до н. э.

С приходом на Землю Израиля арабов в VII веке н. э. ''банная традиция'' в ''наших палестинах'' была надолго утрачена. Лишь почти через десять столетий её возобновили здесь оттоманские правители. Типичным образцом турецких бань (их называют ''хамамами'') могут служить те, что сохранились в старой части Акко, и потому отправимся туда.

Построенные во времена правления паши Ахмада эль-Джазара в конце ХVIII века, бани являют собой типичный образец ''монументальной'' архитектуры эпохи правления этого восточного деспота. К тому же они не были общественным заведением, а удовлетворяли лишь потребности хозяина города и его семейства. Сегодня бани доступны всем и потому стоит воспользоваться возможностью и побывать в них. Итак, сначала вы оказываетесь в грандиозном предбаннике с фонтаном в центре и вычурными нишами над полом для хранения обуви и одежды. Стены этого помещения окрашены аляповатыми изразцами, а крыша поддерживается четырьмя колоннами. Три из них – мраморные – были вывезены по приказу эль-Джазара из Кесарии, четвёртая же сложена из кирпичей. Злые языки утверждают, что недостающая мраморная колонна ''чудесным образом'' пропала при перевозке, и потому для её восполнения пришлось воспользоваться подручными средствами...

Пройдя через коридор и комнаты с прохладной и теплой водой, где посетители постепенно привыкали к высоким температурам, вы достигаете парилки, аналогичной той, которую мы видели на Масаде. Правда, эта имеет и общий зал, и кабинки для ''индивидуалов''. Куполообразные потолки снабжены круглыми отверстиями с цветными стеклами, через которые в помещение проникает солнечный свет. Это, создавало неповторимую цветовую гамму в залах и, безусловно, способствовало улучшению настроения клиентов бани. В центре зала размещается суфа – плосский подиум, на котором, собственно, и происходит ''банный процесс'', включающий мытье и массаж. На камне этом лежат, как правило, плашмя, потому турки его называют ''чебекташи'' – ''камень для живота''. В банях этих сегодня не моются, но они превращены в музейный комплекс, где с помощью оригинального светозвукового представления вам поведают об истории создания ''Хамам эль-паша'', его основателе – грозном Ахмаде Эль-Джазаре, о династии Баширов, баланов-банщиков, в течении нескольких столетий обслуживавших правителей и жителей Акко в этом своеобразном ''комбинате чистоты и здоровья''.

О том, как проходил процесс купания в такого рода заведениях, рассказал в свое время французский писатель Т. Готье. ''Феллах надевает на руку перчатку из верблюжьей кожи, – пишет он, – и трет вам сначала руки, потом ноги, и, наконец, туловище, затем черпает из бассейна воду и обливает ваше тело. Когда вы немного обсохли, он вновь растирает ваше тело голыми руками, затем вновь обливает. Затем он начинает хлестать и тереть длинными пучками пакли, обмокнутой в мыльную пену. После этого заворачивает в простыню и укладывает на ложе, где вас массируют. Затем пьёте кофе с лимоном и льдом''...

Ну а завершим мы наше путешествие на берегу Киннерета, где в двух километрах южнее Тверии разместился курортный комплекс ''Хаммей-Тверия''. Как и в ''Хаммат-Гадере'', все здесь началось с римлян, которые обнаружили в этом месте почти две тысячи лет назад термальные источники. Археологи нашли неподалёку от нынешнего курорта фрагменты бань II-V веков н. э. При этом раскопана была также и замечательная мозаика, украшавшая пол одной из местных синагог. Недаром в Аггаде – сборнике сказаний, притч и изречений мудрецов Талмуда - неоднократно упоминаются посещения тверских бань известными еврейскими законоучителями.

В последствии, однако, это место на многие столетия было заброшено, но вновь возродилось во времена оттоманского владычества, о чем свидетельствует музей ''Хамам Сулейман'', являющийся частью Национального заповедника ''Хаммей Тверия''. В настоящее же время напротив древних турецких бань, на отметке 212 метров ниже уровня мирового океана, расположился один из ведущих бальнеологических курортов Израиля. Семнадцать природных водных источников, температура самого горячего из которых достигает +63 градусов, особая природная атмосфера, наличие минеральных грязей – всё это привлекает сюда многочисленных гостей. К услугам посетителей два бассейна с минеральной водой (один под навесом, другой – на открытом воздухе), бассейн с пресной водой, ''лягушатник'' для малышей, джакузи, тренажерный зал, финская сауна, прекрасно оборудованный пляж на берегу озера, кафе и рестораны. Особенностью ''Хаммей-Тверия'' является наличие здесь местных грязей, применение которых способствует обновлению и повышению тонуса кожи, а также лечению заболеваний опорно-двигательной системы. И в этом вы сможете убедиться на собственном опыте, посетив этот оздоровительный комплекс. Следует отметить, что все процедуры здесь проводятся под тщательным наблюдением врачей-специалистов и включают различные виды массажа, физиотерапию, лечебные ванны.

''В здоровом теле – здоровый дух!'' – провозглашали древние. И история ''банного искусства'' на протяжении десятков столетий сопровождавшего человечество, наглядное тому подтверждение. А предлагаемая экскурсия поможет вам ещё раз убедиться в жизненности и неувядаемости этого замечательного тезиса.

Юрий Полторак

Фото: автора

counter
Comments system Cackle