Zahav.АвтомирZahav.ru

Среда
Тель Авив
+14+8

Автомир

А
А

ВАЗ 2105: пять причин, по которым мы ее любили и ненавидели

Радикальный апгрейд вазовской классики, последняя серьезная попытка создать что-то новое на платформе ВАЗ-2101. Уже как-то даже не верится, но столько лет "пятерка" была рядом с нами. Поговорим о чувствах, которые мы к ней испытывали.

30.10.2017
Жигули Lada ВАЗ 2105 ретро история автомобилестроения СССР Россия
Фото: Wikipedia

Эта модель в конце 1970-х стала довольно радикальным апгрейдом вазовской классики. Сегодня это кажется почти смешным, историей из разряда было давно и неправда. Но как ни крути, а все эти годы "пятерка" была с нами. Пришло время поговорить о чувствах, которые мы испытываем к одному из самых российских автомобилей.

"Пятерка" была последней серьезной попыткой сделать что-то на старой платформе ВАЗ-2101, но при этом заметно отличающееся от прародителя. Поначалу у нее была масса "детских болезней", но от большинства из них избавились за годы производства. Однако некоторые "болезни" появились в поздние годы (похожие истории переживали Москвич и Ока), а то, что казалось данностью или особенностями конструкции, с течением времени превратилось сплошное неудобство и архаизм. Примерно то же самое и с плюсами этой машины: если поначалу ее ценили за новизну и стиль, то сейчас – за совершенно другие качества.

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 5: УСТАРЕВШИЙ ДИЗАЙН

"Пятерке" почти не досталось лавров, пожатых на благодатной почве стиля ретро – в отличие, скажем, от "копейки", "тройки" или "шестерки". Ее стилистика – модный в 1980-х "кубизм", не переживший свой век, и поэтому к классике ее теперь причисляют не в силу вызывающих ностальгию утонченных линий кузова или интерьера, а исключительно из-за заднего привода. Владельцы про внешность "пятерки", равно как и о дизайне интерьера, высказываются в том смысле, что "что с нее возьмешь". Когда она только появилась, она выглядела действительно здорово, но теперь на ее внешность всем просто плевать. Так что это, собственно говоря, даже не повод для ненависти.

Жигули Lada ВАЗ 2105 ретро история автомобилестроения СССР Россия
Фото: Charles01 - Own work, Wikipedia

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 5: ЭФФЕКТИВНЫЙ ОТОПИТЕЛЬ

Отличная "печка", по большому счету унаследованная от ВАЗ-2101, сослужила добрую службу и «пятерке», и многим другим вазовским автомобилям. Единственным автомобилем, в котором этой печки хватало с трудом, была вышеупомянутая Ока (в силу двухцилиндрового мотора и большой площади остекления салона), но что касается "классики", то все автомобили этого вазовского семейства хвалят за теплый салон. Это одна из тех черт, которая делает "пятерку" по-настоящему российским автомобилем. Как и легкий аромат бензина, проникающий в салон через воздуховоды вместе с теплым воздухом.

 

НЕНАВИСТЬ  НОМЕР 4: ПЛОХИЕ ЭРГОНОМИКА И КОМФОРТ САЛОНА

Создатели ВАЗ-2105 действительно пытались добавить комфорта какими-то средствами помимо неплохого отопителя, но с тех пор прошло слишком много лет. Ныне "пятерка" с натяжкой удовлетворяет даже самым скромным требованиям к комфорту. Владельцы жалуются на посадку за рулем "родом из 1960-х" (она такая и есть!), на собственно передние сиденья (даром что в поздних машинах использовались некогда люксовые "семерочные"), в которых едва ли можно сносно существовать в мало-мальски дальней дороге, на отсутствие гидроусилителя и кондиционера, на тесноту заднего ряда… Вдобавок к этому на машинах поздних лет выпуска в ноги заднего пассажира немилосердно дует из щели между дверью и средней стойкой кузова.

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 4: НАДЕЖНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

На ВАЗ-2105 за все время производства ставили несколько двигателей, являющихся вариациями самого первого двигателя ВАЗ-2101. Поначалу на "пятерки" ставили собственный 1,3-литровый 69-сильный двигатель с ременным приводом ГРМ, но наилучшим образом на ней прижился так называемый "троечный" (с индексом ВАЗ-2103) 1,5-литровый 71-сильный мотор с более надежной (хоть и более шумной) цепью привода ГРМ. Объективно, это самый удачный "классический" двигатель ВАЗа, и "пятерки" под индексом ВАЗ-21053 комплектовались им вплоть до завершения выпуска в 2010 году. Двигатель с годами несколько модернизировался – перевелся с карбюратора на распределенный впрыск и обзавелся погружным электрическим бензонасосом в системе питания – но своих главных плюсов не растерял: надежность, ресурс, низкая чувствительность к качеству топлива и способность завестись в любой мороз.

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 3: СЛАБЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХОДОВОЙ ЧАСТИ

Когда-то вся вазовская "классика" считалась чуть ли не эталоном неубиваемости, ведь из утонченного итальянского седанчика некогда получилась вазовская "копейка", которая, в отличие от прародителя, по выживаемости на российских дорогах давала фору иным представителям тогдашнего отечественного автопрома. Но годы идут, и все познается в сравнении: шаровые опоры передней подвески и кронштейн тяги Панара в задней – это частая головная боль многих водителей.

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 3: БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТЮНИНГА

С другой стороны, способов повышения любых качеств вашей "пятерки" — надежности, управляемости, проходимости – существует масса. Рынок забит недорогими тюнинговыми комплектами для подвески, тормозов, рулевого управления, трансмиссии, двигателя… Вообще на вазовской "классике" в России держатся многие направления тюнинга, любительского спорта и просто молодежного фана: стрит, дрифт, БПАН, "боевая классика" и прочее веселье.

Жигули Lada ВАЗ 2105 ретро история автомобилестроения СССР Россия
Фото: Ellesmere FNC, Wikipedia

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 2: КОРРОЗИЯ КУЗОВА

Как незаметно эта процедура ушла в историю – сразу после покупки загонять автомобиль на полную антикоррозийную обработку. Большинство современных автомобилей в этом не нуждается, несмотря на агрессивные составы, которыми поливают дороги, а вот "пятерка" в этом нуждалась (и нуждается) весьма. Хотя процесс окраски классических кузовов на ВАЗе и претерпевал некоторые изменения, по нынешним меркам коррозионная стойкость кузова ВАЗ-2105 далека от великолепной. Все начинается с банальных "рыжиков" по кузову и заканчивается сквозными дырами в днище, порогах и крыльях, которые, в отличие от более поздних моделей ВАЗа, нельзя просто так снять и заменить на новые, ибо они не прикручены, а приварены. 

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 2: ДЕШЕВИЗНА ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

За это любят "пятерку" большинство владельцев. Конструкция ее максимально проста, запчасти в большинстве своем дешевы и совершено доступны, поэтому осуществить почти любой ремонт буквально в поле, имея в распоряжении пару ключей, отвертку, молоток и такую-то матерь, не составляет труда для мало-мальски рукастого автомобилиста.

Жигули Lada ВАЗ 2105 ретро история автомобилестроения СССР Россия
Фото: Wikipedia

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 1: НИЗКАЯ НАДЕЖНОСТЬ

А ремонтироваться приходится часто. Комментарий, максимально четко описывающий этот пункт, выглядит так: "она может сломаться, стоя в гараже". Как мы уже говорили, когда-то над надежностью ВАЗ-2105 всерьез работали, избавляя ее от огрехов первых лет выпуска, но потом на смену этим огрехам пришли не слишком качественные комплектующие и провалы в системе качества сборки. Теперь надежность этого автомобиля называют "лотерейной" — опять-таки, как у Оки, она сильно разнится от автомобиля к автомобилю. И да, ВАЗ-2105 – это один из тех автомобилей, которым нужен постоянный уход.

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 1: ИДЕАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Но согласитесь, этот самый "постоянный уход" и делал автомобили прошлого столь притягательными, вместе с капризностью наделяя их характером и заставляя воспринимать почти живыми. Да, ВАЗ-2105 по сравнению с современными машинами довольно часто ломается, но если бы кто-то хотел изобрести идеальный тренажер для начинающего автомобилиста, он должен был бы выглядеть и работать именно так, заставляя вашего взрослеющего отпрыска разбираться в особенностях настройки карбюратора, учиться регулировать клапана или менять шаровые. Только… все это было здорово 15 или 10 лет назад, а нужно ли это теперь? Нужно, и еще как! Но не крупных городах, где вы даже в самом жестком случае не ковыряетесь в моторе, а вызываете эвакуатор и везете машину в сервис.

 

***

Сегодня "пятерка" — это не автомобиль для начинающих, а, скорее, автомобиль для энтузиастов (то есть автомобилистов в изначальном смысле этого слова), и неважно, начинающих или опытных. И пусть среди слабых качеств есть никакая безопасность или неважная управляемость – с помощью нескольких толковых железок поправить можно все, уверены фанаты таких машин. Зато среди сильных сторон этой машины мы нашли высказывание о том, что ВАЗ-2105 ездит там, где, извините, волки боятся заниматься отправлением естественных надобностей. Вероятно, автор имел ввиду проходимость, но она, объективно говоря, у ВАЗ-2105 не слишком выдающаяся. На наш взгляд, у этой фразы обнаруживается еще один смысл: в современном мире ареал обитания "пятерки" – провинция, которая в России, как известно, повсюду за окружными дорогами двух столиц.

Иннокентий Кишкурно

Источник: kolesa.ru

Читайте также