Наступило лето исамоевремя почувствовать прохладный ветерок Галилеи.Привычно выезжаемсо стоянки"Синема-сити" и по второй дорогеедем на север до развязки Зихрон-Яков.Там мы "соскакиваем" на древнюю "дорогу соли", которая ныне известна как шоссе № 70. По ней до Йокнеама и на перекрестке Тишби поворачиваем направо на дорогу№ 66. Еще несколько километров и мы у первой цели путешествия. Это кибуц Азореа. Оставляем машины на стоянке и по указателям идем к музею Исраэля Вильфрида.
И здесь самое время рассказать об этом удивительном человеке.Его дед Натан Маркус Адлер был главным раввином Британии, а отец создал первые универсальные магазины и был одним из богатейших людей империи. Исраэль в 22 года возглавилсеть универмагов в Берлине, а в свободное время много путешествовал и увлекся искусством Дальнего Востока. Природный вкус, образование и неограниченные средства позволили ему собрать богатейшую коллекцию, украшением которой были древниекаменные и бронзовые статуи Будды.
Все изменилось с приходом к власти нацистов. Вильфрид посвятил все свои силы и финансы спасению евреев, помогал десяткам семей перебраться в Палестину и обустроиться на новом месте. Созданный в 1934 году киббуц Азореа был его любимым детищем. Даже когда оставаться в Германии было уже небезопасно, он продолжал разъезжать по стране, разыскивал и спасал от концлагерей сотни еврейских сирот. С началом мировой войны Исраэль Вильфрид перебрался в Лондон, где стал полномочным представителем Сохнута.
1 июня 1943 года,над Бискайским заливом истребители "люфтваффе" сбилисамолет.На его борту в числе прочих пассажиров находился Исраэль Вильфрид.По одной из версий, в самолетебыл двойникЧерчилля. Другая версия закручивает интригу еще круче и описывает сверхсекретную операцию английской разведки по отвлечению внимания от самолета с настоящим премьер-министром. Но это только версии. Причина атаки немецких самолетов до сих пор остается загадкой.
Согласно завещанию Исраэля, его бесценная коллекция была передана кибуцу, и в 1951 году открылся музей.Внемчасто появляются и временные экспозиции. Например, в ближайшие месяцы здесь можно полюбоватьсякерамической посудой.Она выполнена в стиле "юнайи"и предназначена для традиционной японской чайной церемонии. В основном здесьпредставлено собраниеДэвида Глика из Модиина.Дэвид является авторитетом с мировым именем. Его имя прекрасно известно фанатам этой керамики, да и простолюбителям священнодействия вокруг закипевшего чайника.
Знатоки утверждают, что смысл японской чайной церемонии - помочь людям отрешиться от суеты, достичь внутреннего равновесия, ощутить гармонию с внешним миром. Желающие приобщиться могут на нее попасть. Надо только предварительно созвониться по телефону 04-9899566. Музей работает по пятницам до 12 часов. Зато в субботу до 16, а в будние дни до 14 часов.
Ну и как? Получилось? Ощутили желанное равновесие и гармонию с окружающим миром? Тогда в путь!Через живописные лужайки кибуцаидем на стоянку машин. Нас ждет "благоухающий холм".
Возвращаемся на перекресток Тишби и сворачиваем направо,на дорогу№ 722. Через несколько минут неторопливой езды на первом же светофоре указатель пригласит нас в Кфар-Йеошуа. Поворачиваем направо и по не очень ухоженной, но вполне приличной дорогедержим путь к роще старых эвкалиптов. Это и есть Тель эль-Шамам, что с арабского переводится как "благоухающий холм" и который дал название построенной в 1905 году железнодорожной станции.
Несколько слов о самой железной дороге. 1 мая 1900 года было официально объявлено о намерении турецкого султана Абдул Хамида Второго проложить железную дорогу из Дамаска к святым для мусульман Мекке и Медине.Это позволило бы сократить"хадж"с нескольких недель до четырех дней. "Святой" проект финансировался исключительно исламским миром. Строители также должны были быть только мусульманами. Но султан вовремя смекнул, что вряд ли среди его подданных найдутся подходящие специалисты. Поэтому общий надзор за многотысячным турецким "стройбатом" был поручен немецкому инженеру Генриху Майснеру.
Поначалу стройматериалы и оборудование для дороги планировалось доставлять по уже действовавшей ветке Дамаск-Бейрут. Но французская компания, владевшая ею заломила такую цену, что было решено построить новую "узкоколейку" от моря через Изреэльскую долину. Так появилась новая точка на карте, названнаяТель эль-Шамам. Считается, что это имя произошло то ли из-за местных миниатюрных дынь "шамам", то ли благодаря цветущему в окрестностях нарциссу.
У работников открытого здесь в 2008 году музея "Ракевет а-Эмек" ("Поезд Долины") есть инаяверсия. Она связанна с силосными ямами соседнегомошава. Но их "благоухание" не мешает растущей популярности это уютного, почти домашнего музея. Восстановлено главное здание вокзала. На первом этаже были конторские помещения, кассы и залы ожидания. На втором – личные апартаменты начальника станции и его семьи. В одноэтажном здании рядом проживал его заместитель и другие ответственные работники вокзала. Неподалеку располагалась водонапорная башня со складом угля, а также дом "бомбаджи" — начальника насосной станции. Все здания выстроены из камня в добротном немецком стиле: черепичные крыши, перекрытия из импортного дерева, железные ставни на окнах.
Сегодня от самойжелезной дороги остались лишьмосты и множество историй. Со многими из них можно познакомиться в небольшом музее с коротеньким фильмом. Здесь же действующий макет "Ракевет а-Эмек" с миниатюрными паровозиками и вагончиками. Столетние фотографии и оригинальные вещи работников станции передают неповторимую атмосферу начала ХХ-го века. Вход за символическую плату. Чтобы уточнить часы работы лучше предварительнопозвонить по телефону 04-9534226.
Если вновь возвратитьсяксветофору и пересечьдорогу№ 722,то справавы увидите своеобразный филиал музея.В этой точкежелезная дорогапересекала безымянный ручей. Так что сможете побродить по каменному мостику, который прекрасно сохранился.Чудом уцелели даже оригинальные рельсы и шпалы.
Кстати, наша "узкоколейка" самая узкая в мире! Более того, для нее изготовили железные шпалы. Но вот незадача!Когда прибылипервые 60 тысяч готовых изделий, выяснилось, чтоотверстия для крепления рельс сделали с ошибкой в полтора сантиметра. Жаль, что история не сохранила высказываний главного инженера вадрес своих турецкоподданных помощников…
Читайте также
В итоге, инженер приказалмонтировать бракованные шпалы. Так что колесную базу паровозов и вагонов переделывали уже на ходу.
Слава Ким
Фото: автора