О старой "копейке" замолвите слово
Фото:
О старой "копейке" замолвите слово

В апреле 2010 года  первенцу волжского автомобильного завода исполнилось 40 лет. Среди репатриантов из бывшего Советского Союза трудно найти человека, который был бы не знаком с этой популярной маркой. Хоть раз в жизни всем нам довелось посидеть в скромном салоне автомобиля. А некоторые иногда с ностальгией вспоминают о своих "жигулях", проданных перед отъездом. 

Как давно это было… Решение о строительстве в Тольятти легкового автомобиля было принято в далеком 1966 году. Первые шесть машин ВАЗ-2101 сошли с конвейера 19 апреля 1970 года. Это событие было приурочено к столетию со дня рождения вождя мирового пролетариата. "В те времена далекие, сейчас почти былинные", об этой машине сложилось масса легенд.

 

Например, упорно ходила байка, что первые несколько лет завод собирал машину из итальянских комплектующих деталей. У моего товарища была такая машина. Ее выпустили в 1972 году. И все соседи по длинному ряду гаражей ему откровенно завидовали. Что там зависть! Заядлые автолюбители с радостью приобретали даже изношенные детали с его "итальянской" красавицы темно-синего цвета.

 

Вопреки распространенной легенде, Жигули собирались из комплектующих советского производства. При этом часть деталей была произведена не в СССР, а в других странах соцлагеря. Например - в Польше, где с 1967 года уже собирали очень похожий автомобиль - FIAT - Polski Fiat 125. Комплектующие этой машины также были с латинской маркировкой. Это и послужило причиной появления легенды о первых "итальянских копейках".

А вот шины для "жигулей" разрабатывал советский НИИШП совместно с Pirelli. Специалисты проверяли поведение машины на различной резине. В итоге, итальянцы рекомендовали радиальные бескамерные шины. Для надежности они советовали оснащать их камерами. Но на тот момент промышленность оказалась не готова к изготовлению такой резины и в серию изначально пошли диагональные шины.

С  горючим было еще смешней. FIAT-124 работал на бензине-93. В конце 1960-х в Союзе его вообще не было. Испытателям приходилось делать смесь из авиационного топлива и стандартного А-76!
 
Несколько слов об эмблеме. Первоначально под ладьей красовалась надпись "Тольятти". Эмблемы заказали в Италии, и первая партия из 30 экземпляров была полностью забракована. Дело в том, что в Турине итальянцы нанесли на эмблему "ТОЛЬRТТИ" вместо "ТОЛЬЯТТИ".  Буква "Я" оказалась перевернутой. Раритетный брак растащили по домам.

Своеобразная проблема возникла и с названием машины. В самом начале производства автомобили семейства ВАЗ-2101 продавались под торговой маркой "Жигули" как на внутреннем, так и на международном рынке. Но, за границей слово "жигули" ассоциировалось со словом "жиголо". Поэтому довольно быстро торговая марка Жигули была заменена на LADA.

С 2004 года руководство АвтоВАЗа объявило об официальном написании названий всех выпускаемых заводом автомобилей на латинице: Lada - вместо ВАЗ и Лада. Кто-то из руководителей  предприятия иронично заметил, что самые меткие названия  дает народ - "копейку" и "зубило" не искоренит никакая латиница.

В мае 1972 года ВАЗу была вручена Международная премия "Золотой Меркурий" - своеобразный "Оскар" европейской торговли. В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим российским автомобилем двадцатого века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом "За рулем". За  время производства - с 1970 по 1983 годы Волжский автозавод  выпустил почти 3 миллиона ВАЗ-2101.

 

Фото: сайт autoweek.ru, wikipedia, Liftarn

counter
Comments system Cackle