Болиды команды Формулы-1 Red Bull имели подавляющее преимущество во время Гран-при Испании, прошедшего в Барселоне в выходные. Победу одержал пилот австрийской команды Марк Уэббер, а его напарник Себастьян Феттель, несмотря на технические неполадки, финишировал третьим.
Событий во время гонки было не так много, но, вопреки ожиданиям, результаты оказались далеко не такими предсказуемыми, как это обычно бывает на испанском Гран-при. Барселона дала более четкие представления о силе болидов соперничающих команд, но так и не определила главного фаворита сезона среди пилотов.
Королевские будни
Трасса в Испании хорошо знакома всем участникам чемпионата мира, вне зависимости от их опыта и происхождения. Именно тут проводится львиная часть тестов практически всех ''формульных'' серий Европы, и в первую очередь – Формулы-1. Потому впервые появилась возможность сравнить пилотов без оглядки на их стаж в ''королеве автоспорта''.
С другой стороны, автодром ''Монтмело'' в Барселоне очень требователен к качеству болидов, и без хорошей машины даже самый талантливый пилот не имеет тут шансов на успех. А абразивный асфальт ставил перед гонщиками еще одно условие – умение беречь резину.
Уже в субботней квалификации серьезную заявку на победу сделала команда Red Bull – ее гонщики ''привезли'' своим конкурентам практически секунду! Столь значительно преимущество австрийского коллектива почти не оставляло надежд на интригу в гонке – за последние девять лет обладатель поул-позишн на испанской трассе неизбежно становился и победителем гонки.
Правда, первое место на стартовой решетке завоевал вовсе не Себастьян Феттель, считающийся главным фаворитом чемпионата, а его напарник Марк Уэббер. Причем, успех австралийца не был случайным – он был быстрее Феттеля по ходу всех трех квалификационных сессий.
Но если пилоты Red Bull соревновались исключительно друг с другом, то остальные команды ''большой четверки'' и примкнувший к ним Роберт Кубица из Renault устроили между собой настоящую корриду. В результате показавшего третье время Льюиса Хэмильтона из команды McLaren отделило от обладателя девятой позиции Фелипе Массы на Ferrari чуть больше 0,7 секунды.
Наибольшего прогресса при этом достиг Михаэль Шумахер. После модернизации болида семикратный чемпион мира, наконец, почувствовал уверенность за рулем и впервые сумел опередить своего напарника Нико Росберга, завоевав шестую стартовую позицию – самую высокую для него в этом чемпионате.
В отличие от предыдущих гонок сезона, старт практически не повлиял на расстановку сил в гонке – лишь Кубица выдавил за пределы трассы Росберга, вынудив того сбросить скорость. Впрочем, сразу после этого сам Роберт столкнулся с Кобаяси, и оба гонщика потеряли несколько позиций. Кроме того, незаурядный прорыв удался Хайме Альгерсуари – стартовав лишь 16-м, к десятому кругу он был уже девятым.
Сиеста в стране Басков
Вскоре после старта гонка в Барселоне вошла в свое привычное русло, когда гонщики практически не имеют шансов на обгон соперника без значительного преимущества в скорости. Некоторое разнообразие внесла лишь волна пит-стопов, которая началась уже на 13-м круге.
В очередной раз наиболее успешным в этом компоненте стал Михаэль Шумахер, который, сменив резину на круг раньше своего соперника Дженсона Баттона, сумел отыграть свое отставание и смелым маневром по внешнему радиусу первого поворота вышел вперед. После гонки Дженсон высказал недовольство действиями Шумахера – по мнению действующего чемпиона, немец не оставил ему достаточного пространства, что могло привести к аварии. Но ни у судей, ни у руководства команды, ни даже у собственных болельщиков Дженсон поддержки не получил.
Так или иначе, оказавшись впереди лидера чемпионата, Шумахер все свои силы направил на оборону позиции, раз за разом перекрывая все пути для ответной атаки Баттона. Болид McLaren был намного быстрее Mercedes Михаэля, и Дженсон сделал множество попыток обойти соперника, но ни разу не был близок к успеху. А ближе к концу дистанции резина на машине Баттона серьезно износилась, и Шумахер даже смог от него оторваться.
Сумел отыграть позицию на пит-стопе и Льюис Хэмильтон – он заехал в боксы кругом позже Себастьяна Феттеля и в результате оказался впереди молодого немца. Однако Феттель к тому моменту уже испытывал серьезные трудности с управляемостью болида и не смог навязать Льюису борьбу.
Неудача на пит-стопе постигла и Нико Росберга – он заехал в боксы на том же круге, что и напарник, однако, едва тронувшись с места, был вынужден остановиться. Оказалось, что правое переднее колесе не было прикручено должным образом. На исправление ситуации ушло какое-то время, и Нико вернулся на трассу практически в хвосте пелeтона.
Тем временем гонщик Toro Rosso Себастьен Буэми отбыл штраф в виде проезда через пит-лейн за столкновение на старте с Витантонио Льюцци, а чуть позже аналогичное наказание получил и его напарник, Хайме Альгерсуари – испанец не поделил трассу с аутсайдером гонки, Каруном Чандхоком. Сам Карун за пару кругов до этого так сильно замедлился, пропуская Шумахера и Баттона на круг, что в него врезался Фелипе Масса. Бразилец повредил переднее антикрыло на своей Ferrari, но на его скорость это, как ни странно, практически не повлияло.
В стане лидеров к середине гонки никакой борьбы не намечалось. Уэббер заметно оторвался от Хэмильтона, Феттель также не мог навязать борьбу англичанину, но в то же время не подпускал к себе Алонсо. Испанец, в свою очередь, с каждым кругом все дальше уезжал от Михаэля Шумахера, занятого обороной позиции от атак Баттона.
Казалось, что гонка так и закончится, однако за несколько кругов до финиша ситуация резко поменялась. Сначала Себастьян Феттель не удержал машину на трассе и, попылив по гравию, отправился в боксы менять резину. Благодаря незапланированному пит-стопу гонщика Red Bull, Алонсо вышел на третье место в гонке, а Феттель оказался четвертым.
Но неполадки на машине Себастьяна на этом не закончились, и он начал заметно терять скорость. Как выяснилось, у Феттеля практически отказали передние тормоза, и команда даже предложила ему сойти с дистанции. Немец решил продолжить гонку, практически не используя педаль тормоза, из-за чего темп его упал еще значительнее. Это рискованное решение могло в любой момент привести к сходу Себастьяна.
И всего за полтора круга до финиша, когда все внимание режиссера, операторов и зрителей гонки было сосредоточено на Феттеле, на машине Льюиса Хэмильтона взорвалась левая передняя покрышка. Англичанин вылетел с трассы, врезавшись в отбойник и освободив тем самым второе место кумиру местной публики Фернандо Алонсо, который всего за несколько кругов до этого не имел никаких шансов на попадание в первую тройку...
Благодаря сходу Хэмильтона все же смог попасть на подиум и Феттель. Михаэль Шумахер финишировал на лучшем для себя в этом сезоне четвертом месте, а Баттон стал пятым. Шестым гонку закончил Фелипе Масса, а седьмая позиция на финише стала большим успехом для Адриана Сутиля из Force India. Восьмое место и очередные четыре очка в чемпионате завоевал Роберт Кубица из Renault.
А вот его напарник, россиянин Виталий Петров, провел уик-энд не слишком удачно. Причиной тому стал вылет во время субботних заездов. Виталий разбил машину, не только добавив работы механикам за пару часов до квалификации, но и вынудив их провести незапланированную замену коробки передач, что привело к потере пяти мест на стартовой решетке.
Начав гонку с 19-й позиции, Петров практически не имел шансов на успех. К финишу россиянин сумел пробиться на 11-е место, остановившись в шаге от очковой зоны. Но догнать проводившего блестящую гонку Хайме Альгерсуари у него шансов не было. Тем не менее, Виталий впервые сумел завершить гонку Формулы-1 в ''сухих'' условиях.
Результаты Гран-при Испании
1. Марк Уэббер (Red Bull Renault, 1ч 35:44.101)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari, + :24.065)
3. Себастьян Феттель (Red Bull Renault, + :51.338)
4. Михаэль Шумахер (Mercedes GP, + 1:02.195)
5. Дженсон Баттон (McLaren Mercedes, + 1:03.728)
6. Фелипе Масса (Ferrari, + 1:05.767)
7. Адриан Сутиль (Force India Mercedes, + 1:12.941)
8. Роберт Кубица (Renault, + 1:13.677)
9. Рубенс Баррикелло (Williams Cosworth, + 1 круг)
10. Хайме Альгерсуари (Toro Rosso Ferrari, + 1 круг)
11. Виталий Петров (Renault, + 1 круг)
12. Камуи Кобаяси (BMW Sauber Ferrari, + 1 круг)
13. Нико Росберг (Mercedes GP, + 1 круг)
14. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes, + 2 круга)
15. Витантонио Льюцци (Force India Mercedes, + 2 круга)
16. Нико Хюлькенберг (Williams Cosworth, + 2 круга)
17. Ярно Трулли (Lotus Cosworth, + 3 круга)
18. Тимо Глок (Virgin Cosworth, + 3 круга)
19. Лукас ди Грасси (Virgin Cosworth, + 4 круга)
20. Себастьян Буэми (Toro Rosso Ferrari, сход)
21. Карун Чандхок (Hispania Cosworth, сход)
22. Педро де ла Роса (BMW Sauber Ferrari, сход)
23. Бруно Сенна (Hispania Cosworth, сход)
24. Хейки Ковалайнен (Lotus Cosworth, сход)
Рулетка со множеством известных
Первая европейская гонка сезона должна была ответить на вопрос о том, кто же именно поведет борьбу за титул в сезоне 2010 года. Однако победа Уэббера и неудачи сразу нескольких фаворитов спутали все карты, оставив вопрос без ответа.
Возглавляет чемпионат по-прежнему Дженсон Баттон, но его отрыв от преследователей сократился до малозаметного – Фернандо Алонсо проигрывает действующему чемпиону всего три очка! В то же время и позиции Алонсо в списке лидеров весьма шаткие – обладатель лучшей машины чемпионата Себастьян Феттель уступает ему всего семь очков.
Читайте также
Победитель Гран-при Испании Марк Уэббер переместился на четвертую позицию, опередив сразу пятерых конкурентов. Занимавшие второе и третье места перед гонкой в Барселоне Нико Росберг и Льюис Хэмильтон очков не набрали и опустились сразу на три позиции каждый.
Вообще, статистика первых гонок сезона не может не радовать любителей плотной борьбы. В пяти Гран-при чемпионата победы одержали четыре разных пилота, представляющие три разные команды. Более того – пока никто из гонщиков не смог более двух раз оказаться на подиуме Гран-при.
В Кубке конструкторов ситуация еще напряженнее – лидирующий McLaren от третьего места Red Bull отделяет всего шесть очков! Да и Mercedes пока отстает хотя и значительно, но не фатально, и с учетом явного прогресса Михаэля Шумахера способен навязать борьбу лидерам.
Следующий Гран-при пройдет уже в ближайшие выходные, на легендарной уличной трассе в Монте-Карло. На этой трассе максимальная скорость не имеет значения, что может стать проблемой для команд, получающих преимущество за счет систем срыва потока с антикрыла – к ним принадлежат, в первую очередь, McLaren и Ferrari. Кроме того, традиционно не слишком уверенно выглядят на этой трассе и болиды Red Bull.
Впервые с дебютной гонки сезона в Бахрейне команды получат мягкие составы резины, что также может оказать влияние на результаты. Наконец, в Mercedes получат возможность убедиться в том, что проблемы с медленными поворотами для Михаэля Шумахера решены. Ведь гонка в Монако практически полностью из таких поворотов и состоит.
Положение в личном зачете после пятого этапа
1. Дженсон Баттон – 70 (очков)
2. Фернандо Алонсо – 67
3. Себастьян Феттель – 60
4. Марк Уэббер – 53
5. Нико Росберг – 50
6. Льюис Хэмильтон – 49
7. Фелипе Масса – 49
8. Роберт Кубица – 44
9. Михаэль Шумахер – 22
10. Адриан Сутиль – 16
11. Витантонио Льюцци – 8
12. Рубенс Баррикелло – 7
13. Виталий Петров – 6
14. Хайме Альгерсуари – 3
15. Нико Хюлькенберг – 1
16. Себастьен Буэми – 0
17. Педро де ла Роса – 0
18. Камуи Кобаяси – 0
19. Хейкки Ковалайнен – 0
20. Карун Чандхок – 0
21. Лукас ди Грасси – 0
22. Бруно Сенна – 0
23. Ярно Трулли – 0
24. Тимо Глок – 0
P.S. Недавний лидер чемпионата Фелипе Масса провел испанскую гонку на редкость неудачно. На протяжении всех трех дней он серьезно уступал своему напарнику Фернандо Алонсо, а в квалификации проиграл ему 0,648 секунды, что по меркам современной Формулы-1 – настоящая пропасть.Сам Фелипе объяснял это тем, что не может найти контакт с трассой на жесткой резине, предоставленной Bridgestone. В Ferrari обещали разобраться с причинами неудач бразильца, но если в ближайшее время Масса не сможет улучшить свой темп, последствия для него будут самыми катастрофическими. Контракт на 2011 год у него не подписан, тогда как в прессе ходят упорные слухи о том, что в следующем сезоне Скудерия намерена посадить за руль своей машины Роберта Кубицу...После испанской гонки появилась информация, что уже сам Масса попытался получить контракт на следующий сезон с Red Bull, но сделать это будет не так-то просто – позиции Феттеля и Уэббера в команде достаточно сильны. К тому же, если Кими Райкконен решит вернуться в чемпионат, главным претендентом на него станет именно Red Bull. А Массе останется лишь пойти на ''понижение''...
Фото: Bridgestone Media