Международная автомобильная федерация (FIA) объявила о создании Женской комиссии по автоспорту. Целью этой организации станет "содействие всестороннему участию женщин во всех сферах автоспорта". Первое заседание новой комиссии прошло 26 апреля под председательством знаменитой пилотессы, вице-чемпиона мира по ралли Мишель Мутон.
Как сообщается в пресс-релизе, Женская автоспортивная комиссия будет содействовать организации обучения и профессиональной подготовке женщин-пилотов. Кроме того, WMC "примет активное участие в международных форумах и конференциях, посвященных роли женщин в спорте".
Повышенное внимание женщинам в автоспорте Международная автофедерация начала уделять после прихода на пост президента FIA Жана Тодта в 2009 году. Возможно, причиной тому стал тот факт, что Жан Тодт выступал в чемпионате мира по ралли в качестве штурмана в те же годы, что и Мишель Мутон.
Начало
Вопреки широко распространенному заблуждению, за время существования автоспорта в гонках выступали сотни женщин-пилотов. Причем в начале и середине XX века их было ничуть не меньше, чем сегодня. История участия женщин в автоспорте практически не уступает по своей продолжительности истории самих автогонок.
Первой женщиной в автогонках считается парижанка Мэри Март Дезенж, более известная под псевдонимом Камилл дю Гас. В 1901 году она приняла участие в гонке "Париж-Берлин". Штурманом пилотессы стал ее муж, Жюль Креспин. Камилл стала единственной женщиной из 154 участников, и тем не менее смогла финишировать 32-й.
Камилл продолжала выступать в автогонках вплоть до 1904 года, когда Автомобильный клуб Франции запретил ей выходить на старт под предлогом "женской нервозности". Это заставило ее переключиться на гонки моторных лодок, где она едва не погибла год спустя. Позже она выступала на скачках, занималась благотворительностью и помогала бездомным животным. Умерла "Валькирия механики", как ее прозвали современники, в Париже, в 1942 году, во время немецкой оккупации.
Куда больших успехов в автогонках сумела добиться чешка Элишка Юнкова спустя два десятилетия. Настоящие имя и фамилия Элишки – Альжбета Поспишилова, а Юнковой она стала после того, как вышла замуж за Винсента Юнека. Именно Винсент привил ей интерес к автомобилям и гонкам, и поначалу Элишка была лишь его механиком.
Однако травма руки, полученная Юнеком во время войны, мешала ему выступать на должном уровне, и в 1923 году за руль их гоночного Bugatti Type 30 впервые села его жена. Уже в следующем году она одержала свою первую победу на гонке Лашотин-Тремосна, став национальной знаменитостью. В 1925 году она вновь победила, и вскоре уже конкурировала с лучшими пилотами того времени.
В 1926 году Элишка выиграла гонку по скоростному подъему на холм Клаусенпасс, а затем одержала победу на Гран-при Нюрбургринга. Благодаря этим победам она получила большую известность в Европе, а пресса дала ей прозвище "Королева руля". В 1928 году на знаменитой сицилийской гонке Тарга-Флорио она опередила таких пилотов, как Луиджи Фаджиоли, Рене Дрейфус, Эрнесто Мазерати и Тацио Нуволари, и лишь на последнем круге упустила победу из-за неполадок машины.
Но в том же году гоночная карьера Элишки оборвалась – так же неожиданно, как началась пятью годами раньше. Во время очередного Гран-при Нюрбургринга ее муж не справился с управлением автомобилем, вылетел с трассы и погиб. Это событие навсегда изменило жизнь Юнковой – она отказалась от выступлений в соревнованиях и продала все гоночные автомобили.
На подаренном ей Этторе Бугатти автомобиле она отправилась в путешествие на Цейлон. После Второй мировой войны Юнкова вновь вышла замуж, но, оказавшись в социалистической Чехословакии, не получила разрешения выезжать за границу. Ее заслуги были во многом забыты, но Элишка дожила до того времени, когда "железный занавес" пал, и в 1991 году она даже приняла участие во встрече, посвященной Этторе Бугатти, в качестве почетного гостя. Умерла она в Праге, тремя годами позже, в возрасте 94 лет.
В 1950-е годы одну из первых ролей в гонках на выносливость и ралли играла бельгийская пилотесса Жильберт Тирьон. В 1956 году она заняла вторые места в своем классе на Ралли Монте-Карло и Милле Милье, а затем победила в абсолютном зачете первого Ралли Корсики на Renault Dauphine. В 1957 году она стала второй на американской гонке "12 часов Дайтоны" и после этого завершила карьеру.
В 1960-е пришел черед Пэт Мосс, сестры знаменитого гонщика Формулы-1 Стирлинга Мосса. Пэт одержала ряд побед на раллийных гонках с 1960 по 1962 годы. В 1963 она вышла замуж за известного шведского раллиста Эрика Карлсона, выступавшего за SAAB, и также перешла в шведскую команду.
Формула-1
Примерно в те же годы женщина впервые появилась на старте чемпионата мира Формулы-1. В 1958 году итальянка Мария Тереза де Филипис, выступавшая на болиде Maserati 250F, заявилась на Гран-при Монако. В той гонке Марии не удалось пройти квалификацию, и она не вышла на старт. Однако спустя несколько месяцев она приняла участие в Гран-при Бельгии в Спа и не только пробилась на стартовую решетку, но и сумела закончить гонку, заняв 10-е место. Правда, оно было последнее среди финишировавших.
В том же сезоне де Филипис еще дважды выступала на Гран-при, оба раза не закончив дистанцию. На следующий год она вновь попыталась пробиться на старт Гран-при Монако и снова не прошла квалификацию – на этот раз выступая на Behra-Porsche. Несмотря на столь скромные достижения, Мария долгое время была единственной женщиной в истории чемпионата мира.
Формально Мария Тереза де Филипис стала первой из пятерых пилотесс, выступавших в Формуле-1. Но на деле ни Дивина Галика в конце 1970-х, ни Дезайр Уилсон в 1980-м году, ни Джованна Амати в 1992 году не выходили на старт чемпионата мира, так как ни разу не смогли пройти квалификацию. И единственной женщиной, кроме де Филипис, действительно участвовавшей в гонках "королевы автоспорта", была Лелла Ломбарди.
Ломбарди (тогда ее звали Мария Грация – псевдоним "Лелла" она взяла себе после того, как занялась автоспортом) родилась в Турине, в самой обычной семье, и долгое время об автогонках и не помышляла. В картинге она дебютировала лишь в 1965 году, когда ей было уже 26 лет.
Тем не менее, в 1971 году, выиграв мексиканскую Формулу-Ford, она получила спонсорскую поддержку Shell и сумела выйти на старт Формулы-3 и Формулы-5000, а затем и попробовать свои силы в чемпионате мира. Первый опыт, правда, оказался неудачным – в 1974 году на Гран-при Великобритании Ломбарди не смогла пройти квалификацию.
Однако уже в 1975 году Лелла села за руль заводского March-741. Первой гонкой для итальянки стал Гран-при ЮАР, где она смогла квалифицироваться, но сошла с дистанции из-за отказа мотора. А следующим этапом стал исторический Гран-при Испании в Монжуик-парке.
Приехав на барселонскую трассу, гонщики обнаружили, что уровень безопасности на ней совершенно не соответствует нормам чемпионата. Даже стальные отбойники были не везде закреплены. Разгорелся скандал, в результате которого двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди демонстративно проехал очень медленный круг в квалификации, и покинул автодром.
Ломбарди стартовала предпоследней, однако уже на первых кругах гонки лидеры начали сходить один за другим. Наконец, на 26-м круге лидировавший Рольф Штоммелен из-за поломки антикрыла вылетел с трассы, перелетел через отбойник и врезался в группу людей. Штоммелен получил несколько переломов, а четыре человека (пожарный, журналист и двое зрителей) погибли на месте.
Спустя еще три круга гонка была остановлена. Ломбарди к тому моменту отставала от лидеров, Йохена Масса и Жаки Икса, на два круга. Однако благодаря многочисленным сходам, занимала шестую позицию. Гонка так и не была возобновлена, и так как пилоты прошли менее 2/3 дистанции, они получили только половину от полагающегося числа очков. Таким образом, Лелла Ломбарди заработала 0,5 очка – этот результат до сих пор остается лучшим для женщин в Формуле-1.
Далеко не всегда талантливые девушки-пилоты попадали в высшую лигу автоспорта. Многие из них, потенциально ничуть не менее одаренные, чем их сверстники, по разным причинам завершали свою гоночную карьеру задолго до того момента, когда получали шанс показать себя.
Так, юная финка Тару Ринне в детстве на равных конкурировала с будущими пилотами Формулы-1 Микой Сало и Микой Хаккиненом в картинге. Она выиграла чемпионаты 1979-го и 1982-го года, а Хаккинен всего лишь раз – в 1981-м году, сумел опередить Тару по итогам сезона. В 1983-м году верх снова взяла Ринне, но после окончания последней гонки была дисквалифицирована за использование нелегитимного топлива.
Получив годичный запрет на выступление в автоспорте, Ринне переключилась на мотогонки, так больше и не вернувшись к выступлениям на четырех колесах. А Мика Хаккинен пробился в Формулу-1, где дважды (1998 и 1999 гг.) стал чемпионом мира.
Мишель Мутон
Но если в Формуле-1 дела у женщин складывались не слишком хорошо, то во многих других видах автоспорта со второй половины 1970-х пилотессы начали выходить на первые роли. Одной из наиболее ярких представительниц этого поколения стала француженка Мишель Мутон.
Раллийная карьера Мутон началась в 1974 году, за рулем частного Alpine-Renault. Высокие результаты во французском и европейском чемпионатах привлекли к ней внимание и позволили пересесть на Porsche Carrera RS, за рулем которого в 1977 году она одержала свою первую победу в международных гонках, на Ралли Испании.
Еще больших результатов она добилась на FIAT 131 Abarth, выиграв в 1978 году автомобильный Тур де Франс. Наконец, в 1981 году Мишель заметили в заводской раллийной команде Audi, посадив француженку за руль своего A1 Quattro в чемпионате WRC. Несмотря на многочисленные технические сбои в первой половине сезона, Мутон быстро освоилась за рулем новой машины и в том же году одержала первую для Audi, себя и всех женщин победу на чемпионате мира – на Ралли Сан-Ремо.
А в 1982 году случилось и вовсе невероятное – Мишель Мутон вела борьбу за титул чемпиона мира! Она выиграла Ралли Португалии, Ралли Греции (Акрополис) и Ралли Бразилии, возглавив чемпионат. Однако неудачи, аварии и технические неполадки на нескольких последующих гонках лишили ее преимущества.
Свою роль сыграла и психология – накануне предпоследнего ралли сезона, в Кот-д'Ивуаре, Мишель узнала о смерти своего отца. В результате Мишель, одержавшая больше всех побед в сезоне, уступила титул Вальтеру Рерлю на Opel, отстав от него всего на 12 очков.
В 1984 году Мишель приняла участие в покорении знаменитой вершины Пайкс Пик в штате Колорадо, США. Мутон, выступавшая на хорошо знакомом ей автомобиле Audi A1 Quattro, сумела с первой попытки победить в абсолютном зачете престижной гонки. Год спустя она вновь вернулась на Pikes Peak International Hill Climb и установила новый абсолютный рекорд трассы. Мишель Мутон стала первой и пока единственной женщиной, которой это удалось.
После отмены в 1986 году самой мощной раллийной "группы B" Мутон покинула чемпионат мира по ралли, выступая в гонках лишь эпизодически. А с 1988 года она стала организатором знаменитой Гонки Чемпионов, ежегодно подводящей итоги автоспортивного сезона.
Ютта Кляйншмидт
В то время, когда Мишель Мутон выигрывала этапы чемпионата мира по ралли и штурмовала высоты Пайкс Пик, немка Ютта Кляйншмидт училась в Исневской Академии технологий и естественных наук на факультете физики и техники. Став в 1986 году дипломированным специалистом, она устроилась инженером отдела разработки в компанию BMW, а параллельно занялась выступлениями в ралли-рейдах.
Уже в 1987 году она впервые стартовала в египетском "Ралли Фараонов" на мотоцикле. Год спустя, также на мотоцикле, дебютировала и в знаменитом ралли "Париж-Дакар". В 1992 году она стала победителем среди женщин на ралли "Париж-Кейптаун" и "Ралли Фараонов". Попутно она начала выступления и в кольцевых гонках на выносливость, "24 часа Нюрбургринга" и "24 часа Спа".
В 1993 году она впервые приняла участие в ралли-рейде в качестве штурмана Жан-Луи Шлессера на его багги. Ютта продолжала выступления и на мотоциклах, но все чаще стала оказывать предпочтение четырехколесным транспортным средствам. Уже в 1994 году Кляйншмидт сама села за руль Mitsubishi Pajero.
Наконец, в 1997 году она стала первой женщиной в истории, выигравшей спецучасток на ралли-рейде "Париж-Дакар". В 1999 Кляйншмидт впервые попала на подиум, заняв третье место в общем зачете знаменитого марафона. А в 2001 году Ютта, выступавшая за команду Ralliart Mitsubishi, стала первой женщиной в истории, выигравшей "Ралли Дакар".
В 2002 году Кляйншмидт заняла в "Дакаре" второе место и вскоре после окончания рейда перешла в команду Volkswagen. Ее новым штурманом стала Фабриция Понс, которая в восьмидесятых была бессменной напарницей Мишель Мутон...
Ширли Мальдони
Но если в Европе на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов эталоном женщины за рулем были Ломбарди и Мутон, то за океаном правили совсем другие королевы. В США чемпионат мира по ралли или Формула-1 всегда были не только малопопулярны, но даже малоизвестны, зато большое развитие получили трековые гонки, а также соревнования дрегстеров.
Главной звездой американского автоспорта того времени были Ширли Мальдони – "Первая леди дрегрейсинга", как называла ее пресса. В 1977 году Ширли стала первой женщиной, победившей в наиболее престижной категории National Hot Rod Association (NHRA) – Top Fuel.
Однако на этом Мальдони не остановилась, и в 1980-м году она стала первым гонщиком в истории NHRA, сумевшим стать двукратным чемпионом. А спустя еще два года – и первым трехкратным. К тому моменту Ширли Мальдони было уже 42 года. При этом ей пришлось выдержать огромное давление со стороны тех, кто считал, что дрегрейсинг – не женское дело.
"Если вы спросите меня сейчас, кого из гонщиков я уважаю больше всего, то я назову Ширли Мальдони, - сказал Дон Гарлиц, один из наиболее авторитетных гонщиков в истории дрегрейсинга. - Она пошла наперекор всем. Ее не хотели видеть в Top Fuel – ни ассоциации, ни гонщики, никто..."
В 1984 году Мальдони попала в тяжелую аварию, из-за которой врачам пришлось сделать пять операций. Она провели на больничной койке 18 месяцев, и все же смогла вернуться в автоспорт. Однако поскольку Мальдони, практически не имевшая спонсоров, была вынуждена выступать на собственные средства, у нее не было шансов на успех. Ширли окончательно прекратила выступления только в 2003 году.
Даника Патрик
Успехи Ширли Мальдони фактически открыли дорогу женщинам во все виды американского автоспорта. Результаты пилотесс на трассах самых престижных американских чемпионатов – NASCAR и Indycar – стремительно росли. В девяностых годах успели проявить себя Милка Дуно и Сара Фишер. Однако еще больших успехов добилась Даника Патрик.
Несмотря на то, что Даника родилась и выросла в США, впервые она заявила о себе в Европе. На рубеже веков она выступала в английских гоночных чемпионатах. На фестивале Формулы-Ford Патрик заняла второе место, что стало повторением высшего достижения для женщины на этом соревновании.
Вернувшись в США, Патрик к 2005 году пробилась в основную гоночную серию страны – IRL, став пилотом команды Rahal Letterman Racing. Несмотря на то, что Даника достаточно успешно выступала в младших сериях, это решение было подвергнуто критике. Обладая яркой внешностью, Патрик не стеснялась сниматься для мужских журналов, что привело к обвинениям со стороны некоторых гонщиков в том, что она использовала тот факт, что она женщина, в целях самопродвижения.
Однако вскоре после начала чемпионата критика стихла. Уже на трассе Kansas Speedway Патрик смогла выиграть свою первую квалификацию, став всего лишь второй женщиной в истории IRL, после Сары Фишер в 2002 году, кому это удалось. Но не удовлетворившись этим, по ходу сезона она завоевала поул-позишн еще дважды, повторив рекорд Томаса Шектера по количеству первых мест в квалификации в дебютном сезоне.
На самой знаменитой гонке Америки, Инди-500, она сумела завоевать четвертую позицию на старте, упустив поул из-за собственной ошибки, и стала первой пилотессой, лидировавшей в этом престижном соревновании. Из-за аварии Патрик закончила гонку четвертой, что также стало высшим достижением для женщин на этой трассе. Благодаря своим успехам, Патрик была объявлена "Новичком года" как в Инди-500, так и по итогам всего сезона.
В 2007 году Даника Патрик перешла в команду Andretti Autosport и по ходу сезона сумела дважды закончить гонку на подиуме. Но своего самого большого успеха она добилась в 2008 году, когда уже на третьей гонке сезона, на трассе Твин Ринг Мотеги в Японии, она стала первой женщиной, выигравшей гонку IndyCar.
В 2009 году ей не удалось повторить этот успех, но она впервые в истории смогла подняться на подиум в Инди-500, а по итогам сезона, в котором она заняла пятое место, стала не только лучшим гонщиком команды, но и лучшей среди всех, кто использовал в качестве болида Dallara-Honda.
Успехи Патрик привлекли к ней внимание не только в США, но и в Европе. В 2008 и 2009 годах активно муссировались слухи о том, что Даника может подписать контракт с одной из команд Формулы-1. Такая сделка интересовала, в первую очередь, Берни Экклстоуна – появление в пелетоне столь яркой личности безусловно повысило бы интерес к чемпионату мира. Однако сама Патрик все предложения отвергла.
Не последнюю роль в ее решении сыграл хозяин команды Andretti Autosport, за которую выступает Патрик, Майкл Андретти. Сам Андретти, уже бывший чемпионом Indycar, пробовал свои силы в Формуле-1 в 1993 году, однако успехов не снискал, зачастую уступая своему напарнику по McLaren, Айртону Сенне, целый круг! Незадолго до финиша чемпионата Андретти был уволен – его заменил Мика Хаккинен. Впоследствии сам гонщик и его отец, чемпион мира 1978 года Марио Андретти, утверждали, что дело вовсе не в гоночном таланте – в британской команде Майклу не оказывали никакого внимания и практически лишили его тестов. Однако авторитет американских гонщиков тогда был подорван надолго.
Женский век
В начале XX века гонки были чем-то экзотическим, экстремальным и неизвестным – таким же, как подъем на Эверест или полет на самолете. И среди женщин, приходивших в автоспорт, подавляющее большинство составляли любительницы приключений, для которых соревнования были лишь одним из способов времяпрепровождения.
Новые времена вряд ли увеличили число женщин, интересующихся автоспортом, но зато сделали их более профессиональными. В современном мире женщинам доступны все те же виды совершенствования навыков и гоночного мастерства, что и мужчинам, и потому с каждым годом результаты женщин в автоспорте растут.
Так, в немецком кузовном чемпионате DTM в девяностые годы прошлого века выступала Элен Лор. И в 1992 году она стала первой (и пока единственной) женщиной, выигравшей гонку в этой престижной серии. До сих пор Элен Лор считается лучшей пилотессой в истории немецкого автоспорта.
Позже Лор перешла в гонки грузовиков, где на этапе в Мизано сумела занять третье место. В том же чемпионате по гонкам грузовиков небезуспешно выступала и финка Минна Куоппала, а также Рейнхильда Браун и Хизер Бейли. Да и в DTM вместо Лор появилась новая женщина-пилот – Клаудиа Хертген.
Некоторые команды даже начали эксплуатировать интерес к женскому автоспорту, выставляя на старт многих соревнований целые женские команды. Так, небезызвестная команда Campos, выступая в испанской Формуле-3, в 2008 году собрала под свое крыло целое созвездие пилотесс.
А в марте этого года швейцарская команда Matech Competition заявила о своем намерении выставить полностью женский экипаж на знаменитый марафон "24 часа Ле-Мана". В его состав вошли сразу три швейцарские пилотессы – Наташа Гашан, Синди Аллеман и Рейчел Фрей. Правда, 16 апреля Гашан попала в аварию на тестах в Абу-Даби и сломала ногу, что поставило под сомнение ее участие в знаменитом марафоне.
Читайте также
Более того, в 1990 году впервые был организован ралли-рейд Rallye Aicha des Gazelles – "Ралли газелей", участвовать в котором могут только женщины. Рейд ежегодно проводится в пустынях Марокко, где десятки пилотесс соревнуются между собой на автомобилях, мотоциклах, квадроциклах и грузовиках.
Изначальной целью, которую ставил перед собой организатор гонки, француз Доминик Серр, была борьба с предрассудками в отношении женщин. С тех пор "Ралли газелей" прочно вошло в число главных автоспортивных событий Франции и в значительной степени потеряло свой идеологический статус. А борьбой с предрассудками теперь занялся другой француз – президент FIA Жан Тодт.
Фото: AFP