Гонщик команды Red Bull Себастьян Феттель на Гран-при Малайзии одержал первую победу в 2010 году. В предыдущих двух гонках Феттель стартовал с поул-позишн, однако из-за технических неполадок оба раза уступал первое место. В Куала-Лумпур после хаотичной дождевой квалификации немец стартовал лишь третьим, однако уже на старте вышел в лидеры и уверенно победил.
Интересно, что в трех гонках нового сезона побеждали три разных пилота из трех разных команд. В Малайзии второе место занял напарник Феттеля, Марк Уэббер, сделав дубль. Дополнил подиум гонщик Mercedes Нико Росберг.
Трудный выбор
Задолго до начала малайзийского Гран-при специалисты предвкушали борьбу пилотов на мокрой трассе. На протяжении всей недели перед этапом в столице Малайзии в промежутке между 16:00 и 17:00 по местному времени обязательно начинался дождь. А ведь именно на это время были назначены и квалификация, и гонка на трассе Сепанг.
В квалификации прогноз вполне оправдался. Незадолго до начала сессии на горячий асфальт Сепанга обрушился настоящий тропический ливень. К тому моменту, когда на выезде с пит-лейн загорелся зеленый сигнал светофора, он чуть стих, но трасса была основательно залита водой.
Команды встали перед сложным выбором – выпускать болиды на первую попытку, расходуя комплекты дождевой резины, или немного подождать, пока асфальт высушат другие. В итоге все команды второго и третьего эшелона немедленно отправились на трассу, тогда как лидеры предпочли ждать улучшения метеоусловий.
Парадоксально, но в этот момент против сильнейших команд сыграла их оснащенность всеми передовыми технологиями – метеорадары Ferrari и McLaren заставили поверить своих обладателей в то, что дождь вскоре закончится. Тогда как конюшни победнее, не имевшие таких точных сведений, предпочли подстраховаться, зафиксировав хоть какое-то время в изначальных условиях.
Однако метеорология, как известно, наука не слишком точная, и уже через пять-семь минут дождь начал усиливаться. Лидеры в срочном порядке покинули боксы, но было слишком поздно – за то время, пока гонщики проезжали разгонный круг, на малайзийском асфальте образовались целые озера.
В результате пилотам Ferrari и McLaren, на счету которых четыре чемпионских титула за последние пять лет, пришлось отчаянно сражаться с машинами дебютантов за попадание во второй сегмент квалификации. Преуспел в этой борьбе только Дженсон Баттон, который сразу после окончания своего лучшего круга вылетел с трассы и застрял в гравии. Таким образом, для всех представителей команд, одержавших победы в первых Гран-при сезона, квалификация закончилась уже через 20 минут после ее начала.
Конюшни Red Bull и Mercedes оказались чуть более прозорливы и выпустили на трассу своих пилотов на пару минут раньше. Благодаря этому они, пусть и не без труда, смогли пройти во второй сегмент. А лучшее время осталось за Робертом Кубицей. Успех Renault дополнил его напарник, россиянин Виталий Петров, показавший четвертое время.
Во второй части квалификации наученные горьким опытом лидеры немедленно отправились на трассу и едва за это не поплатились – к середине сессии трасса успела чуть подсохнуть и позволила более слабым командам ехать намного быстрее. После чего вновь пошел дождь, не дав лидерам возможности отыграться под конец второго сегмента.
В результате за пределами первой десятки едва не оказался Михаэль Шумахер, чье время поначалу было лучшим, но по ходу заездов опускалось все ниже и ниже. Тем не менее, семикратному чемпиону удалось пройти в финал квалификации.
Третья часть заездов прошла в более спокойных условиях, позволив лидерам, наконец, сказать свое слово. Поначалу казалось, что борьбу за поул поведут два немца, Росберг и Феттель. Однако австралиец Марк Уэббер принял смелое решение выехать на залитую дождем трассу на резине для слабого дождя и спустя пару кругов, когда траектория подсохла, получил существенное преимущество над конкурентами.
Главное – сухо
В гонке специалисты вновь ожидали дождь, однако перед стартом трасса оказалась совершенно сухой. Некоторые гонщики даже сделали ставку на то, что дождь пройдет по ходу дистанции, и выбрали для старта жесткую резину, надеясь оттянуть первый пит-стоп до появления первых капель. В частности, так поступили оба гонщика Ferrari и Хэмильтон.
Себастьян Феттель продемонстрировал образцовый старт, еще на прямой опередив Нико Росберга. А вот у Уэббера колеса провернулись, и в первый поворот два гонщика Red Bull вошли одновременно. А затем во второй, в третий... Лишь к четвертому повороту Себастьян все же смог получить преимущество и возглавить гонку.
За спинами лидеров неплохо стартовал Кубица, с шестого места переместившись на четвертое. Отыграли по паре позиций и Шумахер с Петровым. В задних рядах начали свой прорыв гонщики McLaren и Ferrari. Особенно активен был Хэмильтон, который стартовал лишь 20-м, однако уже через несколько кругов догнал Петрова, занимавшего девятую позицию.
На шестом круге чемпион атаковал россиянина и смог его опередить, однако Виталий немедленно контратаковал и вновь вышел вперед. На подготовку следующей атаки у Хэмильтона ушло еще несколько кругов, но в итоге он все же оставил Петрова позади.
А вот напарник Льюиса, Дженсон Баттон, стартовал не слишком уверенно, и хотя он смог обогнать Алонсо благодаря мягкой резине, уже на 10 круге победитель предыдущего Гран-при отправился в боксы за жесткими покрышками. На том же круге гонка закончилась для Михаэля Шумахера – на его болиде открутилась гайка заднего левого колеса.
Начала сказываться и традиционная для малайзийского этапа жара. К девятому кругу пелетон потерял пилотов Sauber, причем в обоих случаях сход стал следствием отказа двигателя Ferrari. Спустя еще несколько кругов отказал дроссель на болиде Force India Витантонио Льюцци.
К середине дистанции почти все гонщики побывали в боксах. Благодаря более четкому пит-стопу Виталий Петров едва не опередил Хюлькенберга, однако на жестком комплекте резины начал серьезно проигрывать гонщику Williams. Вскоре Петрова догнали и пилоты Toro Rosso – Альгерсуари и Буэми. Петров отчаянно защищал свою позицию, но разница в скорости была слишком велика, и Виталия оттеснили на 13-ю позицию.
На 33 круге россиянин лишился и ее – отказ коробки передач заставил Петрова свернуть на обочину. Третий сход в трех гонках – совсем не то, на что Виталий рассчитывал перед стартом сезона, но на этот раз ему хотя бы удалось преодолеть больше половины дистанции. Впереди еще 16 гонок, и можно не сомневаться, что рано или поздно клетчатый флаг российский гонщик увидит.
Тем временем в гонке начала сказываться разница в тактике Дженсона Баттона и пилотов Ferrari. Благодаря раннему пит-стопу Дженсону удалось выиграть немало позиций, однако к концу дистанции резина уже была слишком сильно изношена, и англичанин начал терять скорость. Фелипе Масса и Фернандо Алонсо, напротив, останавливались в боксах значительно позже, так как надеялись на дождь.
Но на свежей мягкой резине они проходили круги на полторы, а то и две секунды быстрее Баттона! Быстро догнав англичанина, Масса некоторое время ждал момента для атаки и на 44 круге вышел вперед, после чего мгновенно оторвался от действующего чемпиона.
Практически сразу после этого к атакам на Баттона приступил и Фернандо Алонсо, и сражение двух чемпионов стало украшением гонки. Несколько раз казалось, что испанец вот-вот выйдет вперед, но Дженсон снова и снова становился победителем в их дуэли.
Закончилась эта борьба довольно неожиданно, но в то же время закономерно. Всего за два круга до финиша на болиде Алонсо взорвался двигатель. Точная причина пока неизвестна, но вероятнее всего, ею стал перегрев. Моторы Ferrari и до этого неважно чувствовали себя в жарких условиях, а несколько кругов в кильватере машины Дженсона Баттона практически лишили болид охлаждения.
Сход Алонсо окончательно определил состав первой десятки гонщиков, заработавших очки в Куала-Лумпур. Сразу вслед за первой тройкой лидеров финишировал напарник Петрова Роберт Кубица. Поляк провел спокойную гонку, уступив Росбергу всего пять секунд.
Пятое и шестое места заняли Адриан Сутиль и Льюис Хэмильтон. Хэмильтон догнал пилота Force India еще на середине дистанции, однако так и не смог провести на немца ни одной атаки. Следом за ними финишировали Масса и Баттон.
На девятой позиции гонку закончил Хайме Альгерсуари. Испанец провел блестящий Гран-при, показав отличную скорость на совершенно незнакомой для него трассе, и заработал первые очки в своей карьере, а заодно и первый результативный финиш для Toro Rosso. Впервые смог набрать очки за время выступлений в Формуле-1 и Нико Хюлькенберг из команды Williams.
В стане дебютантов главным событием стал первый финиш болида Virgin – новичок чемпионата Лукас ди Грасси стартовал последним, однако сумел не только закончить гонку, но и опередить все остальные машины дебютантов. Для команды HRT не менее значимым стало то, что сразу два пилота команды сумели закончить дистанцию.
Формально увидели клетчатый флаг и оба гонщика Lotus, однако в действительности классифицирован был лишь один из них – Ярно Трулли. Причем из-за столкновения с Тимом Глоком из Virgin на старте гонки его машина получила повреждения, и по ходу дистанции итальянец проиграл лидерам пять кругов. Второй пилот команды, Хейкки Ковалайнен, провел в боксах более 15-и минут, и его возвращение в гонку было обусловлено лишь желанием команды провести дополнительные тесты.
Результаты Гран-при Малайзии
Место
Гонщик
Команда
Время
1.
Себастьян Феттель
Red Bull Renault
1ч 33:48.412
2.
Марк Уэббер
Red Bull Renault
+4.8
3.
Нико Росберг
Mercedes GP
+13.5
4.
Роберт Кубица
Renault
+18.5
5.
Адриан Сутиль
Force India Mercedes
+21.0
6.
Льюис Хэмилтон
McLaren Mercedes
+23.4
7.
Фелипе Масса
Ferrari
27
8.
Дженсон Баттон
McLaren Mercedes
+37.9
9.
Хайме Альгерсуари
Toro Rosso Ferrari
+1:10.6
10.
Нико Хюлькенберг
Williams Cosworth
+1:13.3
11.
Себастьян Буэми
Toro Rosso Ferrari
+1:18.9
12.
Рубенс Баррикелло
Williams Cosworth
+1 круг
13.
Фернандо Алонсо
Ferrari
+2 круга
14.
Лукас ди Грасси
Virgin Cosworth
+3 круга
15.
Карун Чандхок
Hispania Cosworth
+3 круга
16.
Бруно Сенна
Hispania Cosworth
+4 круга
17.
Ярно Трулли
Lotus Cosworth
+5 кругов
18.
Хейкки Ковалайнен
Lotus Cosworth
сход
19.
Виталий Петров
Renault
сход
20.
Витантонио Льюцци
Force India Mercedes
сход
21.
Михаэль Шумахер
Mercedes GP
сход
22.
Камуи Кобаяси
BMW Sauber Ferrari
сход
23.
Тимо Глок
Virgin Cosworth
сход
24.
Педро де ла Роса
BMW Sauber Ferrari
не стартовал
Большое равенство
Долгожданная победа Феттеля до предела обострила интригу в чемпионате. После трех гонок сезона можно было ожидать, что ситуация с фаворитами будет более или менее определенной, но пока совершенно неясно, кто же именно поведет борьбу за титул в этом году. На первое место в личном зачете вышел Фелипе Масса, однако даже занимающий седьмое место Роберт Кубица проигрывает ему всего девять очков!
Еще в шести очках позади Кубицы находится второй пилот Red Bull Марк Уэббер. Учитывая, что в 2010 году за победу присуждается сразу 25 очков, его отставание пока тоже можно считать незначительным. Не сказал еще своего слова и семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, которому не везло в последних гонках.
Читайте также
В Кубке конструкторов ситуация не менее напряженная. Ferrari удалось сохранить лидерство, однако благодаря дублю в Малайзии команда Red Bull совершила настоящий рывок и проигрывает итальянцам всего 15 очков. А между ними расположилась McLaren, которая подбирается к Скудерии все ближе.
Mercedes GP проигрывает лидеру больше, но в последних гонках демонстрирует неплохой темп, и если в борьбу включится Михаэль Шумахер, то команда сможет претендовать на самые высокие места по окончании сезона. Большого прогресса удалось достичь и французской Renault, чьи болиды позволяют Кубице конкурировать с лидерами.
Впрочем, пока выводы делать рано – впереди нас ждут еще 16 гонок. Еще недавно столько Гран-при содержал в себе целый чемпионат! При этом ситуация от гонки к гонке меняется, преимущество получает то одна, то другая команда. Да и надежность болидов лидеров в этом году не так высока, как обычно.
Через две недели участников чемпионата ждет последний выездной этап начала сезона, Гран-при Китая. После этого Формула-1 надолго вернется в Европу, и чемпионат для многих начнется заново...
Положение в личном зачете после третьего этапа
Место
Гонщик
Команда
Очки
1.
Фелипе Масса
Ferrari
39
2.
Фернандо Алонсо
Ferrari
37
3.
Себастьян Феттель
Red Bull Renault
37
4.
Дженсон Баттон
McLaren Mercedes
35
5.
Нико Росберг
Mercedes GP
35
6.
Льюис Хэмилтон
McLaren Mercedes
31
7.
Роберт Кубица
Renault
30
8.
Марк Уэббер
Red Bull Renault
24
9.
Адриан Сутиль
Force India Mercedes
10
10.
Михаэль Шумахер
Mercedes GP
9
11.
Витантонио Льюцци
Force India Mercedes
8
12.
Рубенс Баррикелло
Williams Cosworth
5
13.
Хайме Альгерсуари
Toro Rosso Ferrari
2
14.
Нико Хюлькенберг
Williams Cosworth
1
15.
Себастьен Буэми
Toro Rosso Ferrari
0
16.
Педро де ла Роса
BMW Sauber Ferrari
0
17.
Хейкки Ковалайнен
Lotus Cosworth
0
18.
Карун Чандхок
Hispania Cosworth
0
19.
Лукас ди Грасси
Virgin Cosworth
0
20.
Бруно Сенна
Hispania Cosworth
0
21.
Ярно Трулли
Lotus Cosworth
0
22.
Тимо Глок
Virgin Cosworth
0
23.
Виталий Петров
Renault
0
24.
Камуи Кобаяси
BMW Sauber Ferrari
0
Положение в Кубке конструкторов после третьего этапа
Место
Команда
Очки
1.
Ferrari
76
2.
McLaren Mercedes
66
3.
Red Bull Renault
61
4.
Mercedes GP
44
5.
Renault
30
6.
Force India Mercedes
18
7.
Williams Cosworth
6
8.
Toro Rosso Ferrari
2
9.
BMW Sauber Ferrari
0
10.
Lotus Cosworth
0
11.
Hispania Cosworth
0
12.
Virgin Cosworth
0
P.S. Льюису Хэмильтону пришлось опережать Виталия Петрова дважды, так как в первый раз россиянин провел быструю контратаку. Однако и после второго обгона Петров имел шанс вернуть свою позицию. На прямой он оказался в аэродинамическом мешке за Льюисом и готовил атаку перед следующим поворотом. Хэмильтон попытался "сбросить" Виталия с заднего антикрыла, несколько раз резко переместившись от одного края трассы к другому. Но такие маневры в Формуле-1 категорически запрещены, о чем команда Renault немедленно напомнила стюардам гонки. Согласно регламенту, при обороне позиции пилот имеет право изменить направление движения только однажды. Посовещавшись, судьи согласились с позицией французской команды и вынесли Хэмильтону... предупреждение. После финиша представители Renault выражали свое недоумение по поводу столь странного наказания, однако протест подавать не стали – для команды это все равно ничего бы не изменило.
Фото: Bridgestone Media