С самого начала Стефан Зилаф (Stefan Sielaff) работал в Audi над дизайном интерьеров концептов и новых серийных автомобилей. Потом ему удалось поработать в Испании, где в его задачи входило создание интерьеров испанской SEAT, входящей в состав концерна VW. Последние четыре года Стефан Зилаф является одним из шеф-дизайнеров бренда Audi и определяет стратегическое развитие дизайна автомобилей этой марки. Стефан Зилаф курирует все дизайн-проекты компании, в том числе и создание нового для Audi компактного автомобиля с индексом A1. Дизайнер-интерьерщик, Стефан традиционно огромное внимание уделяет именно тщательности проработки деталей интерьера новыми молодыми дизайнерами.
– Модели легковой линейки компании Audi довольно похожи друг на друга, компания явно придерживается консервативного подхода к дизайну своих новых автомобилей, и этот подход имеет огромный успех у покупателей.
– Audi не авангардная компания, мы тщательно храним тот облик автомобилей компании, который сформировался за последние 20-30 лет. С каждой моделью мы что-то меняем, улучшаем портфолио компании, но тщательно следим за сохранением традиций марки.
Мы сейчас работаем над тремя линейками автомобилей. Это легковые, которые идут под литерой A, – от нового А1 и до опять же нового А8. Это также внедорожная линейка, которая состоит из моделей Q3, Q5 и Q7, и линейка спортивных автомобилей, которая пока состоит только из модели R8.
– У вас же еще нет модели Q3...
– Q3 обязательно появится, это уже вопрос решенный.
– Такие слова из ваших уст могут означать одно: что дизайн новой модели уже готов и утвержден.
– Я вам этого не говорил, это секрет компании.
– Дизайн конкретного автомобиля как-то связан с внешним миром, различными предметами современных дизайнеров, культурными течениями?
– В первую очередь мы соблюдаем традиции марки, но обновлять свои автомобили и создавать что-то новое невозможно без отрыва от внешнего мира. И влиять на автомобильный дизайн может что угодно, даже архитектура. Но это не простые коробки и прямоугольники, которые застыли как камни правильных геометрических форм. Это, например, архитектура Фрэнка Гери, и в частности его музей в Бильбао. Произведения этого человека – это уже не просто статичные предметы, это здания, которые тем не менее передают ощущение движения, динамики. Это как раз то, что нужно автомобилям. Автомобили – это динамические объекты, и даже когда они стоят, они должны заявлять о своем предназначении, они должны быть динамичными объектами.
Дизайнеры черпают вдохновение отовсюду, следят за появлением новых материалов в мебельной промышленности, например. В Audi A8 используется отделка несколькими породами дерева, рисунок которых сейчас очень актуален в произведениях элитной мебели. Используются только реальные материалы, а не их имитация: настоящий металл, как в аппаратуре Hi-End для кнопок управления.
Причем по ходу разработки приходится уделять внимание таким мелким и, казалось бы, неважным вещам, как внутренняя подсветка символов на клавишах, сделанных из непрозрачного металла. А это значит, что в клавишах надо вырезать очертания букв и символов и при этом продумывать, как обозначать и закреплять “островки” символов: скажем, треугольник в центре буквы А.
Таким мелочам Audi уделяет внимания не меньше, чем, допустим, компания Apple в своих телефонах. Только если устройства Apple – это маленькие аппараты, умещающиеся в руке, то наши продукты – это сложнейшие автомобили, где таких мелочей неимоверное количество, и каждой надо уделить столь же должное внимание.
– Новенький Audi A1 – новая ниша для премиум-бренда Audi. Что взято из внешнего мира для создания этой новой для компании модели?
– Идеи для дизайна интерьера A1 черпались из современной fashion-индустрии. Для интерьера были разработаны новые свежие цвета. Девушка-дизайнер из Чехии, которая работает у нас, разрабатывала новую цветовую палитру для интерьера Audi A1. Современная электроника заставила нас усовершенствовать графические элементы интерфейса управления системами автомобиля.
– Каковы современные тенденции европейского рынка и как компания Audi реагирует на них?
– Это все видно на примере Audi A1: здесь и цвет в интерьере, подсветка салона, персонализация внешности, когда при помощи вспомогательных формообразующих и графических элементов один и тот же автомобиль может выглядеть совершенно по-разному.
– Ориентировались ли вы при создании Audi A1 на какую-то модель конкурирующей компании?
– Конечно, мы смотрели на конкурентов, но они часто считают, что в этом классе можно выпускать игрушечные автомобили...
– Например MINI Cooper...
– Заметьте, не я это сказал.
Audi хочет предложить своим клиентам автомобиль меньшего размера, но все же настоящий Audi, который по ощущениям, по характеру должен соблюдать все стандарты Audi.
Так было всегда – я работаю вместе с Audi уже 16 лет и когда-то начинал с интерьеров к концепту Audi Al2, а потом делал интерьер и для серийной модели A2.
– Та машина пришлась не ко времени, она ведь не имела рыночного успеха...
– На тот момент покупатели еще не ценили низкий расход топлива и компактные размеры автомобилей премиум-класса. Они еще не были готовы к уменьшению премиум-класса и к необычным кузовам. Это пришло только сейчас, когда тенденция набрала силу и премиум-класс может быть и огромными внедорожниками, как Q7, и большими хэтчбеками, как Audi A5 Sportback, и компактными машинами, как Audi A1.
– А что труднее – создавать абсолютно новую модель или совершенствовать старую машину, создавая новое поколение традиционного седана?
– Так нельзя сказать, что труднее. Создавать новые модели может быть интереснее. Потому что приходится раздвигать рамки, больше придумывать нестандартных и необычных вещей, при этом надо работать в общей стилистике модельной гаммы бренда. При создании нового поколения, скажем, Audi A4 нужно особо тщательно подходить к истории модели, необходимо сохранить преемственность, узнаваемость и сделать автомобиль не просто современным, но еще и актуальным на протяжении нескольких лет. Это очень сложная задача, и разработка таких автомобилей может длиться очень долго, до четырех лет.
– Судя по всему, Audi не остановится на создании абсолютно новых моделей. Еще свободны индексы A2, Q2, Q4... Как компания Audi решается на создание моделей в новых нишах? Дизайнеры работают строго по заданию отдела маркетинга или сами подкидывают свежие идеи в этом направлении?
– Естественно, большая часть заданий приходит от руководства. Маркетинговые отделы постоянно проводят различные исследования и выясняют желания потенциальных покупателей из различных сфер деятельности, разного уровня доходов и так далее. Мы работаем по их заказам. Но бывает и так, что автомобиль рождается спонтанно как красивая и необычная идея, а маркетологи уже потом просчитывают его возможный коммерческий успех. Так было, например, с первым авангардным Audi TT. Мне посчастливилось заниматься интерьером той модели.
Авангардные решения нужны, чтобы двигать марку вперед, но авангардные по дизайну автомобили часто плохо продаются здесь и сейчас. Для обкатки таких новаторских идей создаются различные концепты, реакция на которые специалистов и наших клиентов и служит ориентиром для будущих серийных разработок. Но в любом случае – то, что идет в серию, не должно быть слишком броским, ярким и смелым, чтобы не отпугивать нашего покупателя. Люди очень неохотно изменяют своим привычкам.
Фото: Audi AG