В Израиле 2.856 млн. частных автомобилей, из них почти 394 000 в возрасте 13 лет и старше.
Что заставляет израильтян ездить на старых автомобилях? Прежде всего, высокие цены на новые автомобили. Дешевые кредиты на покупку автомобиля, благодаря которым на дорогах страны появляются сотни тысяч новых автомобилей, не превращают автомобиль в более дешевый и далеко не все могут позволить себе взять ссуду размером в 50-100 тысяч шекелей.
Для покупки подержанного, но более нового автомобиля, нужны наличные. Продать старый автомобиль в Израиле сегодня очень непросто, рынок подержанных автомобилей переполнен, а лизинговые компании предлагают абсолютно новые автомобили в качестве "автомобилей со вторых рук" на чрезвычайно выгодных условиях. Отправлять автомобиль на утилизацию экономически невыгодно из-за низкой стоимости металлолома и высокой стоимости эвакуации. Поэтому многие просто продолжают ездить на старых автомобилях, подвергая свою жизнь опасности.
Как показывают данные организации "Ор ярок" и ЦСБ, в 2017 году в ДТП с погибшими попали 227 частных автомобилей, из них – 35 старых. На долю старых автомобилей приходится около 13,8 процента всего парка частных автомобилей в Израиле, но они замешаны в 15,4 процента ДТП со смертельным исходом. Более активное участие старых автомобилей в ДТП со смертельным исходом еще более ощутимо, так как они значительно меньше времени проводят на дорогах. Согласно данным ЦСБ, автомобиль в возрасте 4 лет и менее проезжает в среднем 20 100 километров в год, при этом автомобиль в возрасте 5-9 лет проезжает в среднем 15 100 километров. Автомобиль в возрасте 10-22 лет проезжает в год в среднем всего 12 200 километров, что снижает вероятность его участия в ДТП, но при этом, как показывает статистика, вырастает вероятность участия такого автомобиля в ДТП с погибшими.
Читайте также
Доля старых автомобилей в тяжелых ДТП составляет 18 процентов, что на 31 процент больше, чем их доля в автомобильном парке, и в 15 процентов легких ДТП, что на 9 процентов больше, чем их доля в автопарке. В ДТП со смертельным исходом старые автомобили попадают чаще на междугородних трассах, где аварии происходят на больших скоростях.
В Израиле почти 702 000 автомобилей в возрасте 10 лет и старше. В 2017 году они составляли почти 24 процента автомобильного парка в Израиле, но были замешаны в 29 процентах ДТП со смертельным исходом. Новые автомобили, в возрасте до 3 лет, наоборот — в 2017 году они составляли 35 процентов автопарка, но были замешаны в 32,6 процентов ДТП со смертельным исходом.
На сегодняшний день в Израиле отсутствует государственная программа по утилизации автомобилей. В 2010 году была представлена программа, в рамках которой владельцам старых автомобилей, направленных на утилизацию, выплачивалась небольшая сумма, около 3 000 шекелей, но бюджет программы быстро иссяк. В 2013 году ее возобновили и снова быстро закончились деньги. На сегодняшний день существует только программа утилизации брошенных грузовиков, которые несут в себе большую опасность для окружающей среды.
Олег Каль