13 марта госконтролер Йосеф Шапиро опубликовал специальный отчет о кризисе системы общественного транспорта в Израиле. Как сообщает WallaNews, этот кризис Шапиро назвал "национальной проблемой". На 600 страницах отчета госконтролер описывает серьезные провалы и недостатки в сфере общественного транспорта.
"Эта ситуация связана с функционированием министерства транспорта во главе с министром Исраэлем Кацем. Кац возглавляет ведомство с марта 2006 года", — отметил госконтролер. Он сказал, что нынешняя ситуация отражает "системный сбой". По его словам, "это не только недостатки, которыми отмечен отдельный процесс или отдельный проект. Это — ошибки, которые повторяются во многих ситуациях".
"Были планы, но министр транспорта заблокировал их, — сообщили порталу Walla должностные лица, знакомые с отчетом. — Это министр, занимающий должность более 10 лет. Он не может сказать: я не успел принять меры к исправлению недочетов. Можно было ожидать, что глава правительства поймет: это — проблема национального масштаба, и министр транспорта, скорее всего, ее не решит".
Как установил госконтролер, израильские граждане каждый день сталкиваются с трудной и гнетущей ситуацией в области общественного транспорта. Он подчеркнул, что это не только вопрос дискомфорта – транспортная действительность способствует снижению производительности труда, неэффективному использованию потенциала производства и снижению налоговых поступлений, загрязнению воздуха и другим проявлениям экологических проблем.
За последние 40 лет плотность движения транспортных средств в Израиле выросла в три раза, а в 1976-2016 годах увеличилась совокупно на 241 процент. Сегодня плотность движения на дорогах в Израиле самая высокая в странах OECD, в 3,5 раза выше, чем средняя плотность движения в этих странах. Кроме того, в 2016 году на дорогах Израиля появилось около 277 тысяч новых автомобилей, а в 2017 году — около 280 тысяч. В последние 8 лет количество транспорта на израильских магистралях выросло на 24,9 процента.
В то время, как использование частных транспортных средств в Израиле с годами существенно выросло, использование общественного транспорта, напротив, сократилось. На протяжении многих лет израильское население все чаще жалуется на низкий уровень общественного транспорта. Контролер также отметил большое значение, которое граждане придают проблемам в этой сфере, и острую необходимость улучшить ситуацию.
Как указывается в отчете, в течение многих лет инвестиции в общественный транспорт в Израиле были очень низкими по сравнению с большинством развитых стран. Вместо этого акцент был сделан на развитие инфраструктуры, которая поддерживает использование частных транспортных средств. Все это несмотря на то, что вот уже два десятка лет правительство и министерство транспорта осознают тот факт, что эффективная и разветвленная система общественного транспорта представляет собой оптимальное решение транспортных проблем в городских агломерациях и необходимую составляющую роста экономики.
Министерство финансов и министерство транспорта, отмечает госконтролер, еще 7 лет назад заявили, что потери в ВВП по причине плохого функционирования общественного транспорта составляли около 15 млрд. шекелей в год. Если никаких изменений не произойдет, в 2030 году предполагаемые потери ВВП возрастут до 25 млрд. шекелей, поскольку нагрузка на транспорт увеличится.
Большая и продолжающая расти зависимость от частных транспортных средств является, в основном, следствием неудовлетворительных услуг общественного транспорта. Многие автобусы и железнодорожные вагоны невыносимо переполнены. Кроме того, частота движения автобусов и поездов крайне низка, а доступность станций ограниченна для значительной части населения.
Читайте также
Хотя в 2017 году правительство перечислило субсидии в 4,8 млрд. шекелей в сектор общественного транспорта, проверка показала, что существуют серьезные преграды на пути развития автобусных перевозок: нехватка инфраструктуры, поддерживающей общественный транспорт, и острая нехватка водителей. Кроме того, имели место сбои в надзоре и контроле за компаниями – операторами автобусных маршрутов со стороны министерства транспорта.
"Операторы обслуживают пассажиров на очень низком уровне. Маршруты приватизированы, но настоящей конкуренции как не было, так и нет, — говорит один из экспертов, знакомый с подробностями отчета. – Став обладателем лицензии после конкурса, оператор обнаруживает, что конкуренции у него не будет. Нет инфраструктуры, нет водителей. Обучение водителя длится год, люди не хотят так долго учиться – тем более, если известно, что жалованье водителя не слишком велико. Это только один пример того, что рынок сам себя не регулирует. Есть место для вмешательства регулятора, то есть – министерства транспорта".
Йоав Итиэль
Оригинал статьи