Швеция хочет запретить продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2030 года. Транспорт должен перестать использовать ископаемое топливо, вместо этого автомобили будут ездить на электричестве или биотопливе. Однако возникает много вопросов, как это осуществить на практике и кто будет платить за такую борьбу с загрязнением окружающей среды, пишет Yle (Финляндия).
Всего лишь через 10 лет с небольшим в Швеции нельзя будет продавать новые автомобили, работающие на ископаемом топливе. Вместо них политики возлагают надежды на то, что электромобили будут развиваться и станут дешевле.
Этот запрет — один из 73 пунктов январского соглашения, которое новое правительство заключило со своими партиями поддержки, Партией Центра и Либералами. Мнения шведов о запрете разделились: часть полагают, что это необходимый аспект заботы о климате, другие настроены скептически и не верят, что это удастся.
"Я считаю, что это мудрое решение. Оно подстегнет развитие альтернативного транспорта. И учитывая, как идут дела с глобальным потеплением, срочные и радикальные меры необходимы", — говорит Андерс Уддхольм (Anders Uddholm), заправляя свою машину на стокгольмской заправке.
"В перспективе это, конечно, хорошо, но, возможно, стоит сделать мягкий переход, а не просто перескочить, как хотят многие политики, желая поднять себе рейтинг", — говорит Лассе Вреде.
Вреде сам водит дизельный автомобиль и надеется, что, возможно, лет через десять уже пересядет на машину с другим топливом, но не уверен в этом.
"Я думаю, тогда все еще актуальнее всего будут дизель и бензин, может быть, немного популярнее станет электричество. Но и за производство электромобилей надо платить, а это уже не так экологично, верно? Может, сначала стоит докататься на уже существующих автомобилях, а инвестиции начинать позже", — рассуждает Вреде.
Получится ли использовать биотопливо в будущем?
В прошлом году лишь 2 процента от всех проданных в Швеции новых машин были электрическими и 6 процентов — гибридными. Более 90 процентов новых машин — обычные бензиновые и дизельные, свидетельствует статистика (Bilsweden).
Профессор Йоран Финнведен занимается анализом экологических стратегий в Королевском технологическом институте в Стокгольме. По его словам, прежде чем запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей можно будет воплотить в жизнь, многое еще предстоит выяснить.
"Важно решить, как можно будет продолжать использовать биологическое топливо, ведь в принципе на нем работают те же самые машины и двигатели, в которых можно использовать биодизель, или этанол, или газ. Вопрос в том, как осуществить это на практике".
Другой вопрос, который нужно решить, касается правил торговли: как их составить так, чтобы они работали.
Правительство Швеции в последние годы оказывало экономическую поддержку многим предприятиям, разрабатывающим новое биологическое топливо. В том числе используется талловое масло от лесной промышленности и лигнин из отходов бумажной индустрии.
И автомобильная индустрия, и природозащитные организации высказали критику в связи с тем, что биотопливо не было упомянуто в правительственном соглашении.
Йоран Финнведен считает, что просто-напросто нужны как электромобили, так и автомобили на биотопливе, чтобы переход на транспорт без применения ископаемого топлива вообще был возможен.
Yle: Насколько велика будет доля электрических автомобилей к 2030 году?
"Этот вопрос остается открытым. Можно себе представить, что будет и транспорт на биотопливе, и электромобили, а также гибриды. Ясно, что мы стремимся к большому количеству электромобилей, но едва ли будут только они", — говорит Финнведен.
По его мнению, электромобиль станет самым распространенным транспортным средством в городах, а машины на биотопливе, возможно, будут больше использоваться в сельской местности.
Климатические цели нового правительства амбициозны, но они необходимы для того, чтобы выполнить договоренности, достигнутые в Парижском соглашении, считает Финнведен.
"Ведь мы должны вытеснить автомобили на ископаемом топливе. Прекратить продавать автомобили на ископаемом топливе примерно в 2030 года необходимо, чтобы продвинуться вперед и добиться нейтрализации влияния на климат к 2045 году".
Во Франции возникло протестное движение "Желтые жилеты", когда президент Эммануэль Макрон сообщил, что цену на ископаемое топливо повысят. Люди с низкими доходами посчитали несправедливым, что они должны платить за борьбу с климатическими изменениями.
В Швеции тоже поднималась проблема справедливости как вопрос, который правительство должно учитывать при запрете бензиновых и дизельных автомобилей.
"Если мы хотим преуспеть в нашей борьбе с изменениями климата, то все люди должны быть в одной лодке. Это должна быть адаптация, которую все будут воспринимать как справедливую и действенную. Нельзя наказывать отдельные группы, будь то жители сельской местности, люди с низкими доходами или другие, для всех должны быть приемлемые варианты", — говорит Финнведен.
Финнведен призывает найти правильный баланс между штрафами за нанесение вреда климату и наградой за то, что экологично. Правительство пытается это делать в том числе и через налоги.
"Я думаю, что важно все время работать над мерами, которые помогают людям находить хорошие альтернативы и решения. Это так же важно, как и наказание за плохие альтернативы".
Шведское правительство не хочет довольствоваться запретом на новые бензиновые и дизельные автомобили в одной только Швеции. В правительственном соглашении указано, что шведские власти будет продвигать аналогичный запрет и на уровне всего Европейского союз.
Линда Седерлунд
YleYle, Финляндия