Обычно, когда где-то в Израиле собираются одновременно много машин такси, это порождает не очень хорошие ассоциации: опять у них какая-то акция протеста, а значит, перекрытие дорог, пробки и все прочее. Но несколько десятков такси, собравшихся утром 10 декабря на небольшой улице Ха-Пелех в Южном Тель-Авиве, хоть и доставили некоторое неудобство клиентам ближайшей платной стоянки, но, вообще-то, собрались по хорошему поводу. В Израиле заработал Yango – сервис для заказа такси онлайн от российской компании "Яндекс".
Таксисты прикрепили к своим машинам пока еще новые для израильтян желтые таблички Yango и в течение часа разъехались. Но до того представители руководства компании Арам Саргсян, Ольга Никитушкина и Янив Альфи разъяснили журналистам, какие преимущества получат те, кто решит воспользоваться новым сервисом такси.
Yango - это, собственно, Яндекс-такси, бурно развивающаяся компания, которая, помимо России, работает еще в 14 странах, таких, как СНГ, Грузия, страны Балтии, Финляндия, Сербия и Кот-д’Ивуар. 36 миллионов клиентов, 900 тысяч водителей.
Сам Яндекс - представлять не нужно. Это международный гигант, имеющий более 70 онлайн сервисов и активно сотрудничающий с израильскими компаниями высоких технологий. В частности, у Яндекса есть собственная картографическая служба - конкурент Google map. На пресс-конференции было немало сказано об этом.
Но израильтяне, которым нужно такси, могут не слишком интересоваться подробностями экспансии российского бизнеса в Израиль. Для них Yango - это аппликация, которую можно скачать на мобильный телефон из Google Play и App Store на иврите, русском, английском, французском и многих других языках. Причем, не имеет никакого значения, скачены ли у вас другие приложения (типа Gett). Вызываете такси, оно подъезжает, и вы едете. Начнется в Гуш-Дане, постепенно распространится на районы Нетании, Ашдода и Хайфы, а там посмотрим.
Хотя основным конкурентом Yango является именно сервис Gett, руководители в своем объяснении чаще сравнивали себя со скандально известной кампанией Uber, видимо, для наглядности.
В отличие от Uber, Yango не нанимает на работу кого попало. Эта компания работает только с лицензированными таксистами. Точнее даже, компания работает со станциями такси, а те уже - с таксистами. Таковых уже больше 1000. Это не значит, что на дорогах появятся 1000 с лишним новых такси. Эти таксисты могут работать с другими компаниями.
Последствия этого не всегда очевидны, клиент, как правило, не особо онад этим задумывается. Но в определенной ситуации тот факт, что таксисты лицензированы, может оказаться критически важным. Например, для получения страховки в случае ДТП. Помимо этого у Yango есть конкретный офис, куда обращаться с жалобами - по улице Ха-Пелех 7.
Далее. В отличие от демпингующей компании Uber, таксисты Yango берут с клиентов деньги по тарифам, утвержденным министерством транспорта. То есть, как обычные таксисты. Но - внимание! - на первые пять заказанных поездок - скидка 50 процентов. Правда, за полцены доехать от Иерусалима до Хайфы не удастся. 50 процентов - лишь до тех пор, пока сумма скидки не достигнет 50 шекелей, а дальше она уже остается 50 шекелей, независимо от цены поездки.
На все следующие заказанные поездки - скидка 30 процентов. На вопрос журналистов, как долго будет действовать эта скидка, последовал ответ: "до особого распоряжения". Платить можно наличными или кредитной карточкой, причем, физически иметь ее с собой не обязательно. Деньги можно сбросить и при помощи мобильного телефона. Правда, сниматься они все равно будут с карточки.
На вопрос, каково время ожидания такси после заказа, руководители ответили, что в Израиле это пока не известно, но в других странах удалось снизить время до 5 минут. Во время ожидания можно пообщаться с водителем в режиме чата (будем надеяться, что технически это осуществимо без нарушения жестких израильских запретов по поводу использования мобильного телефона за рулем). Например, можно еще не садясь в машину, узнать цену поездки. Наконец, если что-то не понравится, можно отменить заказ: никакой пени за это не предусмотрено.
За счет чего Yango рассчитывает, что такси будут подъезжать так быстро? Как пояснил израильский региональный директор Янив Альфи, - за счет собственных карт Яндекса, прогрессивной логистике, при которой на вызов будут направляться ближайшие водители. Которым это тоже выгодно, поскольку меньше времени надо искать клиента. Впрочем, тем же самым занимается диспетчер на любой станции такси. А вот другая подробность, изложенная в пресс-релизе, показалась интересной: оказывается, водителям Yango присваивается некий рейтинг. И если у нескольких машин время поездки к месту вызова окажется одинаковым, заказ получит водитель с самым высоким рейтингом. А если рейтинг опустится ниже определенного порога, водитель никаких заказов вообще не получит.
Нынешней ситуацией с такси в Израиле мало кто доволен. Таксисты считают, что их и так слишком много, и работы на всех не хватает. А клиенты - что таксистов слишком мало, и они безбожно задрали цены. Так что, по поводу новой компании на рынке такси, можно сказать: в добрый час. Конкуренция - это всегда хорошо. В теории. Как на практике - посмотрим.
Вадим Найман
Фото автора