Если последнюю неделю ты не был в космосе или на подводной лодке, то должен знать: Карлос Гон, первый человек альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, крупнейшей автомобильной компании мира, попался на финансовых махинациях. И находится примерно в той же ситуации, что и футболисты Кокорин и Мамаев. Другими словами, под заключением.
История эта уже сейчас выглядит довольно темной и запутанной, но в любом случае карьера дона Карлоса, начавшего свой путь в Renault еще в середине 90-х, считай, закончена. Мистер Гон попал в довольно живописный список опростоволосившихся боссов автопрома. Вот лишь некоторые из его коллег, свернувших на кривую дорожку.
УИЛЬЯМ НЬЮБЕРГ (CHRYSLER)
Этот американец претендует на звание самого быстро покинувшего пост руководителя крупной автомобильной фирмы.
В новый кабинет мистер Ньюберг въехал в апреле 1960-го, а уже через 64 дня с позором паковал чемоданы.
За два месяца Уильям, впрочем, сумел накосячить так, как другим не удается за десятилетие. На его боевом счету разработка крайне неудачного семейства Dodge Dart - Plymouth Fury, чуть не пустившего фирму под откос, а также распределение корпоративных контрактов фирмам, находящимся в его семейном управлении. Классика.
ДЖОН ДЕЛОРИАН (GENERAL MOTORS)
Сын иммигранта-алкоголика из Восточной Европы исключительно своим талантом и трудолюбием добился в жизни всего, о чем можно только мечтать: денег, положения, известности, женщин и еще немного денег. Потом Джон умудрился все это пустить по ветру.
Бывший вице-президент General Motors решил основать собственную фирму по производству спорткаров. Но выпуск купе DeLorean DMC-12 заставил Джона пуститься во все тяжкие, включая контрабанду наркотиков. Далее в программе были арест и суд.
Самое любопытное, что Делориана в итоге оправдали, но дни свои он закончил в бедности и безвестности.
ЛИ ЯКОККА (FORD)
С одной стороны, Ли можно назвать одним из самых успешных менеджеров в истории автомобиля. В конце концов, именно он крестный отец Mustang — самого известного "форда" всех времен и народов.
Однако именно Якокка запустил в производство и Ford Pinto, машину, которая часто попадает в хит-парад самых отстойных машин мира.
Дошло до того, что пожароопасность "Пинто" стала поводом для судебного иска "о непреднамеренном убийстве" выдвинутом против Ford Motor Company!
СИНТИЯ ТРУДЕЛЛ (SATURN)
Первая в истории женщина, вставшая у руля автомобильного бренда, стала роковой для джиэмовского Saturn. Как бы ни хотелось избежать сравнений с "женщиной на корабле", но куда деваться-то?
Синтия приняла "Сатурн", когда тот считался самым перспективным отделением General Motors. Но всего за несколько лет сумела разрушить если не все, то очень многое нажитое до нее. В 2004-м Труделл покинула директорский кабинет, а еще через пару летаргических лет Saturn скончался окончательно и бесповоротно.
ДЭНИ БЕЙХОР (LOTUS)
Швейцарский бизнесмен турецкого происхождения Бейхор пришел в автомобильный бизнес через... роликовые коньки, футбол и энергетики. Будучи управляющим директором Red Bull, Дэни активно участвовал в деятельности компании в F1. Там он свел нужные знакомства в Ferrari, чуть позже получив пост вице-президента "гарцующих" по мерчандайзу и неавтомобильным продуктам.
Пройдет еще немного времени — и Бейхор будет обживать директорский кабинет легендарного бренда Lotus. Тут он не только проявил полную некомпетентность (автомобили все-таки посложнее энергетиков) но и активно запускал руку в корпоративную кассу. Уволен с позором в 2012-м.
МАРТИН ВИНТЕРКОРН (VOLKSWAGEN)
Этот солидный дядечка, в молодости подававший большие надежды как футбольный вратарь, а в недавнем прошлом человек номер один в империи Volkswagen. Мартин Винтеркорн стал, по сути, главной жертвой знаменитого "дизельгейта". Так называют грандиозный скандал, связанный с намеренным занижением инженерами Volkswagen данных по выбросу вредных веществ на дизельных моторах.
Читайте также
Компании из Вольфсбурга эта авантюра стоила миллиардов долларов убытков и неисчислимых репутационных потерь. Винтеркорн же не только лишился директорского кресла, но и получил тюремный срок от американского правосудия. На свободе он остается лишь потому, что Германия не экстрадирует своих граждан за пределы ЕС.
Радек Дворжак