В прошлом месяце правительство приняло решение ужесточить контроль над соблюдением велосипедистами правил движения в городе. Полиция и местные органы власти серьезно подошли к реализации решений правительства, что нашло свое отражение одновременно в росте числа выписанных штрафов и тяжелых ДТП с участием велосипедистов.
В последнее время, на фоне публикаций о тяжелых авариях с участием велосипедистов, сложилось впечатление о выходе ситуации из-под контроля по следам полного игнорирования велосипедистами правил дорожного движения. Особенно тяжелое впечатление производят владельцы электровелосипедов, а сегодня по дорогам Израиля, согласно данным статистического института “Геокартография”, ездят не менее 225 тысяч электрических велосипедов, и только в Тель-Авиве, по оценкам полиции, ежедневно по улицам города перемещаются 15-20 тысяч единиц этого вида транспорта.
Согласно информации, полученной от полиции Израиля «Движением за свободу информации», в последнее время абсолютное количество ДТП с участием велосипедистов не увеличивается и даже немного уменьшилось, а количество выписанных штрафов постоянно растет: если два года назад велосипедисты получили 2 200 штрафов в год, то в 2017 году их было уже 17 000.
Читайте также
Но одновременно с этим выросло число тяжелых ДТП с участием велосипедистов. Анализ выписанных штрафов и ДТП дает возможное объяснение картины: в основном велосипедисты получают штрафы за проезд по тротуару, что вынуждает их ездить по проезжей части, где в результате аварий они получают более тяжелые травмы или погибают.
По просьбе "Движения за свободу информации" полиция предоставила все данные об авариях и работе по пресечению нарушений за период с января 2015 года по сентябрь 2018 года. За этот период число ДТП с участием велосипедистов почти не изменилось. В 2015 году произошло 513 ДТП, в 2016 году — 443, в 2017 году — 563. До августа 2018 года было зафиксировано 372 ДТП с участием велосипедистов.
Данные однозначно указывают на рост числа электровелосипедов, замешанных в ДТП. Если в 2015 году в аварию попали 217 обычных велосипедов и 180 электрических, то уже в 2016 картина поменялась: 172 электровелосипеда и 160 обычных велосипедов попали в аварии. В 2017 году количество электровелосипедов, замешанных в ДТП, выросло до 273, при этом количество обычных велосипедов практически не изменилось — 173.
Количество штрафов, выписанных полицейскими владельцам велосипедов выросло в 14 раз за 4 года: c 2 220 в 2015 году до 17 000 в 2017 году и, как ожидается, почти до 30 000 в 2018 году. И это не учитывая штрафы, выписанные инспекторами местных органов власти, получившими год назад полномочия штрафовать велосипедистов.
Более 60 процентов штрафов были выписаны за проезд в запрещенном месте, то есть, в основном, за проезд по тротуару. Таким образом власти вынуждают велосипедистов использовать проезжую часть, что привело к росту числа тяжелых ДТП с участием велосипедистов. Если в 2015 году только четверть дорожно-транспортных происшествий, в которых были замешаны велосипедисты, попадали под определение тяжелых, то в 2016 и 2017 года их доля выросла до 31 процента, а в 2018 — до 36 процентов. Число погибших велосипедистов выросло с 9 в 2015 году и 11 в 2016 году, до 18 в 2017 году.
В отчете "Движения за свободу информации" говорится, что есть сомнения в эффективности надзора за соблюдением правил велосипедистами, и даже возникает опасение, что проводимая полицией политика привела к росту числа погибших.
Олег Каль