Выставки ретроавтомобилей бывают разные, даже если речь идет об одном и том же "Клубе-5".
Есть, например, мероприятия, посвященные какой-то конкретной марке машин или одному бренду. На такие выставки собирается публика понимающая. Чем-то это напоминает встречу любителей классической музыки, посвященную творчеству того или иного композитора. Только здесь – не музыка, а редкая модель или марка автомобиля. Настоящие знатоки и ценители автомобильной красоты приходят взглянуть на нее, сфотографироваться с ней, прослушать короткую лекцию, попить кофе и пообщаться друг с другом.
Бывают вообще выставки в честь одного единственного экземпляра какой-нибудь автомобильной модели, чудом восстановленного буквально из праха. Ибо самые старые аутентичные экземпляры машин их владельцы зачастую находят в не подходящих для автомобиля местах, и в неподавающем виде. На реставрацию уходят годы, и гости выставки приходят, чтобы оценить работу энтузиаста.
Наконец, бывают выставки ретроавтомобилей для самой широкой публики, где есть все. Проводятся они обычно на праздники, и публика их так и воспринимает как праздничное мероприятие для всей семьи, не особенно интересуясь организаторами, - многие лишь краем уха слышали, что есть такой "Клуб-5" и не в курсе, что его название происходит от малого числа цифр в израильских автомобильных номерах до начала шестидесятых годов (а сейчас уже и 7 цифр не хватает, переходим на 8). Но все знают, что ретро-автомобили – это очень-очень красиво.
Именно такая выставка прошла в эту пятницу в парке Леуми в Рамат-Гане. 13 раз подряд организаторы выбирают это место, потому что оно уж очень хорошее. На лугу, рядом с искусственным озером, которое посетители без тени иронии зовут "Лебединым", хоть я видел там только уток, цапель и гусей. Сейчас, кстати, как раз сезон перелетных птиц. При мне огромная стая цапель приземлилась на воду. Но никто не стал наводить на них объективы, и разочарованные птицы удалились.
Беда только одна. Огромный луг, на котором можно разместить сотни машин, и еще останется место для кольцевого маршрута, так называемого Рондо, - почти лишен тени. В жару там тяжело. Между тем, чтобы хотя бы бегло просмотреть экспозицию, нужно время, а машин с каждым годом все больше. В 2015 году здесь выставлялось 270 коллекционных автомобилей, в 2017 – 350, в этом году – рекордные 380. И понимаешь, что пора бы уже в тень. Но невозможно ведь остановиться: вот еще эту машинку сфотографирую, а теперь ту, что рядом, похожую на акулу... Пройдя весь бесконечный ряд машин, тут что, еще и новый ряд начинается?..
И только потом доходит, что машины расположились кольцом, и это все не новые экспонаты, а те, что ты уже посмотрел. Две "скорые" дежурили у входа, но, вроде бы, обошлось.
...Казалось бы, ну сколько можно вновь на это смотреть? Не знаю ответа. Автомобили, которые ты уже видел, встречаешь, как старых друзей, с ними хочется поздороваться. И, конечно, удивляешься, сколько машин ты еще не видел. И где только все это помещается в маленьком Израиле?
Из всех бесплатных праздничных развлечений я поставил бы шоу ретро автомобилей на первое место. Потому что это одновременно и музей под открытым небом (владелец каждого экспоната готов стать вашим гидом), и научно-технический семинар по обмену опытом. Ведь вся эта красота - есть реализация каких-то технических идей. И это еще и экскурс в историю, поскольку автомобиль, в большей степени, чем любая другая сделанная человеком вещь, характеризует эпоху, когда он был произведен.
Больше всего посетителей толпилось у автомобилей выпуска 20-30 годов со старейшиной во главе, дуайеном израильского корпуса ретроавтомобилей - Dodge 1921 года выпуска.
Они еще напоминали формами своими конную повозку, - эти первые автомобильчики со всеми их умилительными атавизмами, как-то: подножка, на которую мог встать охранник, по-трамвайному вынесенный вперед бампер или откидная тентовая крыша, которая тогда еще не считалась атрибутом роскоши, как сейчас, а нужна была крестьянам, чтобы возить негабаритные грузы. Но они уже обрели одно важное, ключевое качество. Повозка, даже самая красивая, никакими антропоморфными признаками не обладала. Но уже у первых автомобилей появились "рот", "нос" и "глаза". Современные дизайнеры давно эксплуатируют это свойство нашего восприятия, - когда мы смотрим на машину, но видим не фары и не рисунок радиаторной решетки, а лицо, - улыбающееся, агрессивное или простоватое. Но в ту пору это было открытием.
Здесь были и "американцы" 40-50 годов с их удивительно "человечными" формами. Несколько люксовых представителей этого поколения до выставки не доехали. Но и те, что были, давали понять, что это была, быть может, кульминация докомпьютерной эпохи автомобильного дизайна. Обводами своими эти машины напоминали советские "Победу" и ЗиМ, которые эмигрировали в Америку и там преуспели. Иногда кажется, что современные мастера, в распоряжении которых вся мощь компьютерной графики, помогающая им обсчитать сопряжение поверхностей сверхсложной формы и получить какую-нибудь "струящуюся воду", не могут достичь той плавности и "очеловеченности" линий. Просто не дано.
Вот похожие на ракету представители эры "аэрокосмического" дизайна 50-60-х годов. Хвостовые плавники, обилие хрома, обводы фар, словно самолетные турбины, - и даже задние габаритные огни тогда делали выпуклыми, чтобы было похоже на огненный выхлоп ракеты. Потом люксовые автомобили как-то приосанились, и к началу 70-х они напоминают, скорее, дворцы на колесах. Но разработчиков по-прежнему не волновало, сколько места занимает машина. На капоте Ford Mercury Monterrey можно было, наверное, разместить вертолетную площадку.
Так это продолжалось до нефтяного кризиса 1973 года, после которого "американцы" съежились в размерах. Но все равно не стали такими, как "японцы" или как представители европейского массового автопрома 60-70-х, напоминающие маленьких хищных рыбок.
Читайте также
- Как в Албании евреи были спасены от нацистов местным населением
- История Израиля знает немало примеров сотрудничества с врагом
- Виктор Шендерович: "Это конфуцианское проклятие - жить в эпоху перемен"
- Путинская легенда, или Бессмысленная основа ужасной войны
- Последние мгновения Помпеи: что рассказали два скелета о трагедии