Zahav.АвтомирZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+26+15
Иерусалим
+23+12

Автомир

А
А

С коммунистическим приветом! 10 самых колоритных машин из соцстран

СCCР был лидером в комсосе, а вот хорошие машины в странах советского блока делать не научились. Но это не значит, что за железным занавесом не было совсем ничего интересного. Вспомним самые колоритные модели, за которыми сейчас охотятся коллекционеры.

26.09.2018
Источник:autoutro.ru

С момента своего рождения в 1922 году до распада в 1991-м Советский Союз был признанным центром научных достижений. Он составил здоровую конкуренцию США в "космической гонке", что можно считать самым важным побочным продуктом холодной войны. Тем не менее в СССР так и не научились делать машины. 

Во время первой пятилетки (1928-1932 гг.) некто Иосиф Сталин дал установку создать конкурентоспособный автопром. До Сталина автомобильный сектор СССР был шуткой на фоне промышленности Америки и Западной Европы. Поспешная индустриализация принесла интересные результаты. 

В 1928 году в СССР число занятых в промышленности составляло 3,21 млн человек. К концу первого пятилетнего плана этот показатель вырос до 6 млн человек. СССР создал совершенно новый социальный класс - рабочий класс. Несмотря на новые рабочие места, повышение уровня жизни и выпуск 2,3 млн автомобилей в год, машина оставалась привилегией даже для обеспеченных представителей рабочего класса. 

Еще хуже дела обстояли в странах-сателлитах - Венгрии, Румынии, Болгарии, Польше, Югославии и Чехословакии. Итак, какие же коммунистические автомобили оставили самый глубокий отпечаток?!

Фото: Shutterstock

Lada Riva/Nova

Это собирательное название для ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Кирпич на колесах и объект бесконечных издевательств. Можете называть эту машину как хотите и ненавидеть ее сколь угодно сильно, но ничто не сравнится с популярностью этой модели на коммунистическом пространстве. 

Все началось с Fiat 124, с которого был списан ВАЗ-2101. Fiat был небольшим семейным седаном с просторным салоном, дисковыми тормозами на всех четырех колесах и даже спортивными задатками. Советский аналог был хуже. Гораздо хуже... 

Тем не менее были выпущены десятки миллионов таких машин (включая «копейку» и прочую классику). Производство последнего оплота ВАЗ-2107 завершилось в 2012 году, и еще два года после этого их выпускали в Египте.

Lada Niva 

Еще один известный представитель грубого российского прошлого. Он до сих пор популярен в Европе и даже Америке. В отличие от предыдущего претендента "Ниве" есть чем гордиться. 

Этот скромный автомобиль - это первый серийный внедорожник, получивший несущий кузов и независимую переднюю подвеску. "Ниву" можно назвать основоположником кроссоверов. Она вдохновила Suzuki сделать Vitara.

"Ниву" легко можно купить в Германии. Там цены на нее начинаются от 11 000 евро. Если вы хотите немного больше комфорта и современности, доплатите несколько тысяч и получите Suzuki Jimny или Renault Captur. Как бы то ни было, ни одна эта машина не существовала бы без проверенной временем "Нивы".

Trabant 

Он сделан из хлопковых отходов и фенольных смол. У него двухцилиндровый двухтактный двигатель, выплевывающий из выхлопной трубы густой дым. Это один из самых отвратительных автомобилей в истории Восточной Германии. 

В период с 1957-го по 1991 год было произведено 3,7 млн экземпляров. Trabant неожиданно стал объектом коллекционирования. Некоторые автоэнтузиасты-мазохисты их восстанавливают и даже подвергают тюнингу. 

"Траби" по праву можно считать одним из самых худших экономобилей всех времен и народов (если не самым худшим). После падения Берлинской стены многие Trabant были брошены или сожжены дотла.

Wartburg 353 

У Восточной Германии не было другой альтернативы "Трабанту", кроме "Вартбурга". Модель, окрещенная 353, основана на дизайне BMW от 1938 года и оснащена 993-кубовым двухтактным 3-цилиндровым мотором с поражающими воображение характеристиками. 

Острая нехватка перфоманса легко компенсировалась простотой обслуживания. У мотора было всего 7 основных движущихся частей, поэтому даже те, у кого были минимальные механические навыки, могли самостоятельно эту машину починить. 

Когда клиент вносил плату за автомобиль, процесс доставки мог занять более 10 лет. Наследник 353 отказался от простого в обслуживании двигателя в пользу 1,3-литрового четырехтактного 4-цилиндрового двигателя от второго поколения Volkswagen Polo. 

Москвич-412 

Этот продукт холодной войны довольно скучен. И тем не менее он обладает некоторыми похвальными атрибутами. 

Взять, к примеру, 1,5-литровый 4-цилиндровый двигатель. Москвич явно черпал вдохновение в моторе BMW M10. Если быть точным, то в блоке M115 от моделей BMW "нового класса" - 1500 и 1502. 

Когда в 1969 году "Москвич" пришел на рынок Великобритании, ему удалось продать в первый год 300 таких машин. Лучше бы эти бедняги выбрали Ford Anglia или Triumph 1300. 

Yugo 

Этот автомобиль базируется на Fiat 127 - первом минихэтчбеке от итальянской марки. Как и Fiat, маленький Yugo использовал поперечный двигатель и передний привод.

Выпускавшийся с 1980-го по 2008 год Yugo стал предметом насмешек после того, как бренд пришел в США и Великобританию. Это была долгая борьба сербского бренда со свободным рынком. 

Фото: Wikipedia

 

Прежде чем политические проблемы и гражданская война накрыли страну в 90-х годах, фабрика Yugo в Крагуеваце успела выпустить свои лучшие образцы. Правда, сегодня коллекционеры не особо заинтересованы в покупке этих машин.

Dacia 1300

C 1969-го по 2004 год румынский автопроизводитель Dacia выпускал семейную модель 1300 во всех возможных вариациях: 4-дверный седан, 5-дверный универсал, 2-дверное купе, пикап... Одним словом, Dacia 1300 был универсальным автомобилем Румынии.

Фото: Wikipedia

Основанная на Renault 12 (но с более дешевыми компонентами) и собиравшаяся неквалифицированными работниками Dacia 1300 была полна компромиссов с самого начала. Dacia пыталась регулярно модернизировать 1300, но затем пришел Renault и сказал: "Всем спасибо! Мы меняем 1300 на Logan".

В год, когда производство было остановлено, седан Dacia 1300 стоил 4100 евро, то есть очень дешево. Парни из Renault не смогли воспроизвести такой же низкий ценник на Logan. Сейчас в Румынии цены на него стартуют с отметки 7050 евро.

Oltcit 

Этот коммунистический автомобиль мог бы быть классным. Румынский диктатор Николае Чаушеску захотел субкомпактную модель, которая в иерархии располагалась бы ниже более крупной и дорогой Dacia 1300. Citroen согласился предоставить дизайн и ноу-хау. Так началась история Oltcit. 

Фото: Wikipedia

Машина, основанная на проекте 1965 года, продавалась в западных частях Европы как Citroen Axel. Ответственным за Oltcit был Роберт Опрон, который также курировал такие модели, как Citroen DS Nouvelle Visage, Citroen SM, Alpine A310, Renault Fuego и Alfa Romeo SZ. 

Автомобиль предлагался либо с 2-цилиндровым, либо с 4-цилиндровым оппозитником. Тем не менее Oltcit нельзя считать социалистической версией Porsche 911, так как он был ужасно ненадежным. Качество сборки было настолько плохим, что его ценник был ниже, чем у Citroen 2CV. Завод в Крайове, где производился Oltcit, сейчас является домом Ford B-Max и однолитровых моторов EcoBoost.

ГАЗ-69 

После Второй мировой войны СССР не мог остаться равнодушным к Willys MB. Последовав примеру Land Rover и Toyota, которые успешно скопировали военный Jeep, Советский Союз представил ГАЗ-67, на смену которому пришел культовый ГАЗ-69.

За железным занавесом ГАЗ-69 был настолько популярен, что румынский автопроизводитель IMS попросил у советских властей разрешения его срисовать. Так в 1957 году появился IMS 57, а позже и более современный ARO M461. Последний выиграл ралли Forests 1970 года в Бельгии и экспортировался в Китай и Колумбию.

Фото: Wikipedia

ГАЗ-69 испустил последний вздох в 1972 году, когда ему на смену пришел УАЗ-469. Интересно, что гражданские версии этой машины не предлагались с жестким верхом, так как он противоречил нормам Советской армии в случае начала войны.  

Tatra 603 

Это самый крутой автомобиль в списке, который на голову выше всех остальных. У него 6 фар и расположенный сзади 2,5-литровый V8 с воздушным охлаждением. Он был очень любим среди высших коммунистических чиновников. 

Tatra 603 была чистой роскошью на улицах, полных скучных автомобилей для широких масс. Когда автомобиль появился на рынке в 1956 году, люди окрестили его гибридом лимузина и спутника. 

Читайте также

Однако Tatra 603 - это не просто люксовая баржа, опередившая свое время. С минимальными модификациями эта модель участвовала в 79 гоночных событиях с 1957-го по 1967 год, одержав победы в 60 из них. Круто? Еще бы!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке