Zahav.АвтомирZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+14+9

Автомир

А
А

Ничто не сдвинется. Почему Израилю никогда не удастся победить пробки

То, что пробки в Израиле никогда не исчезнут, можно доказать с математической точностью, сравнив наши статистические данные со статистикой стран OECD. Более того. Если в корне не изменить подход к этой проблеме, со временем положение будет только ухудшать

28.06.2018
Источник:avtomir.zahav.ru
מערכת וואלה צילום מסך

То, что пробки в Израиле никогда не исчезнут, можно доказать с математической точностью, сравнив наши статистические данные со статистикой стран OECD. Более того. Как считает эксперт WallaNews, если в корне не изменить подход к этой проблеме, со временем положение будет только ухудшаться. 

Большинство из тех, кому приходится стоять в пробках, согласятся с тем, что инвестиции в транспортную инфраструктуру в Израиле недостаточны, какие бы грандиозные цифры не приводило нам министерство транспорта. Но мало кто понимает, что речь не идет о некоторой нехватке, которую можно было бы восполнить. Речь идет о системной проблеме. Достаточно посмотреть вот на этот график. 

Фото: WallaNews


 

Здесь показано среднее число транспортных средств на километр дороги у нас и в развитых странах, - статистика OECD. И мы видим, что у нас это число - 2700, что намного превышает такое число в самой загруженной из европейских стран - Люксембурге. Там 2000 машин на километр. Больше 1000 машин на километр - только в Испании, Великобритании и Германии. В остальных странах - меньше. То есть, в три (!) раза меньше машин на дороге у них, чем у нас. А если в среднем, то в 3.5 раза.

Если этого недостаточно, посмотрим на другой график. 

Фото: WallaNews


 

Это график общего роста числа машин в Израиле за последние пять лет - между 2001 и 2016 годом. За последние 15 лет это число удвоилось. Причем, растет практически только парк легковых машин. Автобусы, грузовики, мотоциклы - на одном уровне. 

За то же время длина дорог за то же время увеличилась только на 25 процентов. Причем, большая часть новой дорожной сети приходится на периферию, тогда как основные пробки у нас - в центре. На въезде в Тель-Авив и из Тель-Авива. Стояние пробки обходится нам в копеечку. По данным Государственного контролера, общие убытки от потерянного времени составляют 25 миллиардов шекелей в год. 

Но это то, что видно невооруженным глазом. Есть неочевидное отрицательное последствие для всей экономики. Пробки влияют на цену недвижимости: в центре она растет. Периферия становится еще больше периферией, а Тель-Авив становится городом небоскребов. Все больше людей стемятся жить именно так просто чтобы находиться в транспортной доступности от своей работы. Это перевешивает все другие неудобства. 

Но когда цены на недвижимость растут, это многократно усиливает давление лобби застройщиков на правительство и на местные власти, - чтобы увеличить темпы строительства там, где цены растут, заполнив башнями каждый свободный клочок земли. Под этим давлением было принято решение о застройке площади Кикар ха-Медина в Тель-Авиве и территории покинутых военных баз в Петах-Тикве.

Можно подумать, что это решит транспортную проблему: ведь переселившись ближе к работе, люди будут меньше ездить. Но это не так, ибо взрывообразный рост цен на жилье в центре приведет к вынужденному расселению людей на периферии, отчего цены вырастут и там. Сколько ездили, столько и будем ездить.

Здесь вырисовывается глобальное неравенство. Строительство жилья ведет частный сектор. И ведет тем интенсивнее, чем ему это выгоднее, даже если этот путь ведет в тупик. Ведь у жителей новых кварталов тоже будут машины.

Строительством же дорог ведает государство. И для государство это не коммерческий проект, а социальная программа. А социальная программа всегда будет отставать от прибыльного коммерческого проекта, это закон. Отставание строительства транспортной инфраструктуры заложено в самой основе нашего хозяйства.

Фото: Getty Images

Читайте также


 

Где же выход? Государство должно стать полноправным участником в реализации глобальных инфраструктурных проектов, включающих и жилье, и транспорт. Оно должно покупать акции частных компаний-застройщиков и получать прибыль тогда, когда ее получают они, и терпеть убытки тогда, когда их терпят они - в том числе, из-за пробок. Тогда темпы развития транспортной инфраструктуры начнут подтягиваться под темпы строительства жилья. 

Проблема в том, что государство Израиль никогда этого делать не будет. Ни при каком правительстве. Ему это просто не нужно, потому что у него и так есть неиссякаемый источник чистой прибыли. Это акциз на бензин и налоги от продажи новых машин. Которые у нас среди всех стран OECD самые высокие.

И здесь прямая связь с тем, что у нас самые большие пробки. Потому что прибыль, которую государство получает от каждой капли бензина, зря потраченного в пробках и от каждой новой машины на дорогах - настолько велика, что государство от нее никогда не откажется. И она чиновникам ближе и понятнее той предполагаемой прибыли, которую страна могла бы получить от исправления дефектов инфраструктуры.

Конечно, что-то государство в строительство дорог будет вкладывать. Но по отношению к застройщикам жилья оно всегда будет выступать в роли догоняющего (и никогда не способного догнать). Пора завершить 30-летний период пренебрежительного отношения к развитию транспортной инфраструктуры вообще и общественного транспорта, в частности. 

Авихай Снир, эксперт-экономист

Оригинал статьи

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке