Средняя продолжительность поездки израильтян к месту работы, расположенному за пределами населенного пункта, в котором они проживают, выросла на 30 процентов в 2015-2016 годах. Согласно отчету Банка Израиля, освещающему транспортный вопрос, миллионы израильтян проводят на дороге (в одну сторону) в среднем 39 минут по сравнению с 30 минутами 13 лет назад.
Отчет Банка Израиля за 2017 год увидел свет вскоре после отчетов OECD и Международного валютного фонда, указавших на существующий в Израиле транспортный кризис. Данные, опубликованные Банком Израиля подтверждают то, что ежедневно чувствуют водители: пробки на дорогах становятся все длиннее.
В отчете говорится, что большинство занятых на рынке труда израильтян (69 процентов) добираются до места работы на частном автомобиле и только 21 процент используют общественный транспорт — автобус или поезд. При этом в крупных городах несколько большее число жителей используют общественный транспорт, что вполне объяснимо ввиду разветвленности сети по сравнению с небольшими населенными пунктами.
Кроме того, было установлено наличие прямой связи между уровнем доходов и использованием частного автомобиля — чем выше заработная плата, тем меньше человек использует общественный транспорт. Наличие подобной связи говорит о том, что пользование общественным транспортом является вынужденным для тех, кто не может позволить себе ездить на работу на автомобиле.
Читайте также
В Иерусалиме на общественном транспорте добираются до места работы порядка 30 процентов жителей столицы, в Гуш Дане, Хайфе и Крайот — немногим менее 30 процентов. Для сравнения, в Барселоне и Брюсселе автобусным и железнодорожным сообщением пользуются около 40 процентов горожан, в Париже — почти 70 процентов.
В Банке Израиля предупреждают, что для того, чтобы хотя бы остановить рост промежутка времени, требуемого для поездки из дома на работу, необходимо резко повысить эффективность работы общественного транспорта. Согласно отчету, чтобы сохранить существующий уровень, 43 процентов израильтян, выходящих на рынок труда, должны прибывать на работу в общественном транспорте (по сравнению с 25 процентами сегодня).
Банк призывает увеличить инвестиции в развитие общественного транспорта за счет бюджетов, выделяемых на строительство дорог. По мнению составителей отчета, улучшение работы общественного транспорта внесет вклад в экономический рост, поддержит слои населения, заинтересованные в выходе на рынок труда, но не способные приобрести для этого личный транспорт, и предоставит владельцам автомобилей сделать выбор между поездкой на личном или на общественном транспорте.
В последние годы доля инвестиций в общественный транспорт несколько увеличилась, но произошло это исключительно благодаря инвестициям в гигантские проекты, которые еще далеки от завершения работ. Речь идет об открытии скоростной железнодорожной ветки в Иерусалим, запуск которой отложен как минимум до праздника Суккот, и "красной" линии метротрамвая в Тель-Авиве, где окончание работ намечено на 2021 год. Пока же пробки стремительно увеличиваются как из-за роста населения, так и из-за того, что основные центры занятости находятся в крупных городах, куда каждое утро устремляются сотни тысяч людей.
Олег Каль