Zahav.АвтомирZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+13
Иерусалим
+14+9

Автомир

А
А

Советская мечта на просторах Земли Обетованной

''Волгу'' с кузовом универсал выпускали с 1962 по 1970 год, за это время с конвейера сошло около 150 тысяч машин. В разы меньше чем седанов.

21.02.2010
Источник:avtomir.zahav.ru
מערכת וואלה צילום מסך

Мы продолжаем серию статей ''Замечательные автомобили и их владельцы'', и на этот раз переносимся в Советский Союз 60-х годов прошлого столетия. А вместо эпиграфа можно посмотреть 30-секундное видео:

''Волгу'' надо покупать, двадцать первую – универсал. Пройдет – где хочешь, нагрузишь – сколько захочешь. Грузовик!'' (герой Олега Ефремова в фильме ''Шофер на один рейс'', 1981 год).

מערכת וואלה צילום מסך


Упоминая эту комедию, автожурналисты спешат заметить, что, собственно, такой модели никогда не было, а правильно надо говорить – ''двадцать вторая''... Но какое это имеет значение? В народе ее все равно называли именно 21-й. Однако никто из исследователей не обратил внимание на другую неувязку в этом диалоге, создатели фильма выбрали модель, которую в принципе не продавали в частные руки. По причинам, которые сейчас трудно понять, казалось бы самая удобная модель в условиях советской жизни, была исключена из списка товаров народного потребления. Практически все произведенные автомобили этой серии распределялись только в госучреждения, таксопарки, торговые организации и конечно для службы Скорой Помощи.

Одно из немногих исключений сделали для Юрия Никулина, чтобы перевозить громоздкий цирковой инвентарь. Сам же Олег Николаевич Ефремов, вне роли, ездил на Volvo.

Трудно себе представить, какую сумму сегодня получила бы кинокомпания за то, что всенародный любимец, вот так запросто посоветовал многомиллионной аудитории купить определенный автомобиль. Но в то время, когда в СССР о ''product placement'' никто и не подозревал, а рекламировать, в общем-то, было нечего, режиссер-постановщик фильма выбрал автомобиль, который наиболее подходил по сюжету. Он должен был пройти путь от Москвы до Крыма, с пятью пассажирами, да еще груженый всяким хламом, включая оленьи рога. Интересно, что именно такой маршрут прошли три ''Волги'' в 1955 году, во время государственных испытаний опытных образцов. ГАЗ-М22 мог бы действительно стать народным автомобилем: высокая посадка, отличная проходимость, задние рессоры усилены. Пассажирский (задний) диван раскладывался так, чтобы образовать плоскую поверхность, что в сумме с высокой линей крыши давало огромную свободу для перевозок негабаритных вещей, и это при грузоподъемности в 600 кг. Багажник имел двустворчатые двери. Металлическая, нижняя часть, для удобства – отрывалась вниз, а стеклянная – наверх, как делают на современных внедорожниках.

מערכת וואלה צילום מסך


 

''Волгу'' с кузовом универсал выпускали с 1962 по 1970 год, за это время с конвейера сошло около 150 тысяч машин. В разы меньше чем седанов. Это, и то что все они распределялись в государственные организации, где нещадно использовались, привело к тому, что ''Волг'' ГАЗ-М22 в хорошем состоянии до нас просто не дошло. В России они огромная редкость, стоит ли говорить, что в Израиле она одна единственная. Ее состояние просто поражает воображение. Уж точно, что она выглядит на порядок лучше чем та, которую Ефремов помог купить Федосеевой-Шукшиной в вышеупомянутом фильме. Такое впечатление, что Лев Лисанский, ее владелец и ревностный хранитель, только что пригнал ее с Горьковского автозавода.

מערכת וואלה צילום מסך


 

А между тем, что бы привести эту машину в нынешнее состояние, потребовалось два года кропотливого труда, в основном по ночам, и конечно же немалые финансовые затраты.

Лев приобрел свою ''Ласточку'', как они с супругой ласково называют ''Волгу'', в 2002 году у кибуца, который сдавал в аренду антикварные автомобили для съемок фильмов. Оказывается, что и его ''Волга'' играла свою роль в кино. В Израильском фильме ''Эгоз'' она исполняла роль Египетской скорой помощи, что, кстати, недалеко от правды – в свое время ее оставили в Египте многочисленные советские специалисты (а вот каретой скорой помощи она точно никогда не была – ГАЗ-М22Б для медицинского транспорта имел матовые, не прозрачные задние стекла, фонарь-искатель на левой стороне и крепления для носилок).

Машина, которую приобрел Лев, была на ходу, но в плачевном состояние. По рассказам владельца, когда корпус обрабатывали изнутри ''пескоструем'', обвалилась крыша. Теперь же, после упорного труда, идеально выкрашенная в особый темно-синий цвет ''морской волны'' (низ) в сочетании с нежно-голубым (верх), машина блестит лучше новой. Эта цветовая комбинация была впервые использовано для машин сопровождения Никиты Сергеевича Хрущева на охоте, в дельте реки Волги. Добычу в обширный багажник конечно не складывали, но ружья, снаряжение и экипировка, помещались идеально.

מערכת וואלה צילום מסך


 

''Послушайте, звук точно как у холодильника ЗИЛ. Помните?'', - улыбается Лев, захлопывая багажник. Он с гордостью облачается в кепку образца середины прошлого века и ловко переключая передачи над рулевой колонкой разгоняет свою красавицу. Подвеска мягкая и корпус дает заметный крен на крутых поворотах, однако динамика, управляемость и стабильность, с которой машина столь почтенного возраста держит дорогу, просто изумляют! Она просто не имеет морального права ехать так хорошо! Как будто усиливая произведенный эффект, отработанным, еле заметным жестом, с помощью маленького пульта, Лев включает музыку. Из спрятанного за оригинальной решеткой радио, льется незабвенный голос Зыкиной: ''Из далека-а, до-о-олго, течет река-а-а – Во-о-олга...''. Не будучи особо сентиментальным, и уж точно не слишком знакомым с творчеством великой советской певицы, могу сказать, что вместе с неподражаемым антуражем той эпохи я вдруг почувствовал себя в машине времени. Пружинный диван, бакелитовые (дедушка современных пластиков) оболочки рычажков управления и кнопки радио, блеск хрома... Даже на часах знакомая надпись: ''Сделано в СССР''.

מערכת וואלה צילום מסך


 

''Волга'' – и 21-я, и производная от нее 22-я, по моему мнению, единственная действительно стильная машина из всей продукции советского автопрома. Дизайнеры, или как тогда говорили – художники-конструкторы, Александр Невзоров и Лев Еремеев, сумели создать модель в полном соответствии со временем и мировой автомобильной модой. Недаром обе эти модели отлично продавались не только в странах бывшего соцлагеря, но и в Голландии, Бельгии и Скандинавии. В 1958 году ''Волга'' удостоилась премии ''Гран При'' на международной выставке в Брюсселе.

מערכת וואלה צילום מסך


 

Думаю, совесть Олега Ефремова могла быть чиста – машину он рекомендовал и в самом деле отменную! И если бы не абсурдность советской экономики, она бы по праву получила статус ''народного автомобиля''.

מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также


 

P.S. Еще раз напоминаем: если вы являетесь счастливым обладателем раритетного, культового или какого другого редкого транспортного средства – пишите нам.

 

Andy V.

Фото: Илья Ефимович

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке