Когда мы говорим о дороге, каждый видит ее как ленту черного асфальта, но, как говорят, в будущем картинка может измениться. В Америке и Австралии занялись испытанием асфальта, окрашенного в яркие цвета, в основном белый. Испытания таких дорог проходят в Сиднее, Австралия, и Лос-Анджелесе, США.
Причина банальна. Как известно, черный цвет поглощает тепловое излучение, что приводит к повышению температуры асфальта до свыше 70 градусов по Цельсию. Высокая температура сохраняется и в ночное время, прогревая воздух в городе и создавая дискомфорт для жителей. Если же дорогу окрасить в белый цвет, она станет отражать ультрафиолетовые лучи и в конечном итоге на улицах станет прохладнее.
Результатов исследования еще нет, так как тестирование продолжается. Но авторы проекта Cities Cool Change во главе с Майклом Моббзом утверждают, яркие дороги способны снизить температуру воздуха в городских районах на семь и больше градусов по Цельсию. Моббз хочет пойти еще дальше — окрасить в белый цвет крыши домов и внести другие изменения (к примеру, высадить больше деревьев), чтобы еще больше снизить температуру в городах.
Правда, разработчики в будущем не собираются красить асфальт в белый цвет, а применять разнообразные вещества, меняющие темный цвет на светлый. К примеру, использовать цемент вместо асфальта. По оценкам экспертов, это может снизить температуру воздуха в городах до десяти градусов по Цельсию.
Читайте также
Белый асфальт уже тестируется на нескольких улицах Лос-Анджелеса, а экологи рекомендуют довести количество таких дорог в городе до 35 процентов. И даже подсчитали, что такой подход может ежегодно сэкономить до 100 млн. долларов США за счет использования кондиционеров и других расходов, связанных с проблемой высокой температуры воздуха (к примеру, лечение людей, пострадавших от жары).
Хотя сторонники этой идеи настаивают на ее преимуществах, есть много проблем, которые предстоит решить. Дорожная разметка, сцепление шины с покрытием во время дождя и прочее. Австралийский промоутер Майкл Лайт указывает на то, что вся идея до сих пор находится в стадии тестирования и не может дать ответ на главный вопрос — снизится ли реально температура воздуха в городах. Другие же эксперты говорят о том, что производство материалов для таких дорог, к которым предъявляются жесткие экологические требования, может стать настолько трудоемким, что затраты энергии и связанные с ними выбросы могут быть на самом деле выше, чем преимущества светлого асфальта.
Анатолий Гребенюк