Похоже, что Европа окончательно разрывает отношения с дизельным топливом, с которым так долго и тщательно их выстраивала. Бракоразводные процессы запускаются то тут, то там, и чуть ли не по всему Старому Свету солярка совсем скоро станет персоной нон грата. А ведь еще недавно на дизель возлагали большие надежды – концерны разрабатывали, граждане покупали, правительства поощряли. И как же так случилось, что из перспективного топлива дизель превратился в изгоя и убийцу белых медведей? Спойлер: Volkswagen с его "дизельгейтом" тут вообще ни при чем.
Под запрет
Самая свежая на сегодняшний день экологическая инициатива, не сулящая ничего хорошего для дизеля, родилась в Баварии. Власти Мюнхена, замерив уровень вредных веществ в воздухе, выяснили, что уровень оксида азота (NO) существенно превышает разрешенные нормы. Приговор последовал немедленно: необходимо запретить использование дизельных двигателей в городе. Правда, не всех. Общественный транспорт и самые новые двигатели, соответствующие норме Евро-6 оставят. Другие дизельные машины, чей максимальный уровень выбросов превышает уровень 80 г/км, со временем окажутся вне закона. А таких только в Мюнхене около 170 тысяч.
Пока это только инициатива, не подкрепленная реальными распоряжениями. Некоторые юристы вообще отмечают сомнительность подобных запретов с юридической точки зрения.
Однако не исключено, что мораторий могут ввести уже до конца 2017 года – например, ради того, чтобы стать первым "чистым" от солярки мегаполисом Германии.
Ранее власти другого немецкого города — Штутгарта — заявили, что планируют в 2018 году ввести запрет на въезд в некоторые районы города дизельных автомобилей старше трех лет. Всего же, по данным немецкой газеты Handelsblatt, сказать "нет" дизелю в ближайшее время собираются уже девять крупных городов Германии, включая, Кельн, Гамбург и Берлин.
Уровень выбросов NO в городах Германии (миллиграмм на кубометр)
Stuttgard Am Neckartor (S) 82
München/Landshuter Allee 80
Stuttgard Hohenheimer Strabe (S) 76
Reutlingen Lederstrabe Ost (S) 66
Kiel-Theodor-Heuss-Ring 65
Keln Clevischer Ring3 63
Hamburg Habichtstrabe 62
Между тем, Германия занимает первое место в Европе по объему продаж автомобилей с двигателями, работающими на "тяжелом" топливе: почти половина из проданных в 2016 году 3,3 миллиона новых автомобилей заправляются соляркой. Иронии добавляет и тот факт, что в Мюнхене расположена штаб-квартира компании BMW (а неподалеку – Audi), а в Штутгарте – Mercedes-Benz и Porsche.
Руководство марки BMW уже подвергло критике инициативу по освобождению города от дизельных машин. В концерне считают, что нельзя решать проблемы банальными запретами. Как это ни удивительно, но нецелесообразным считает запреты на дизель в отдельных регионах и само правительство страны. Данное мнение высказал представитель министерства транспорта. Не рад такому повороту и мэр Мюнхена Дитер Рейтер. "Мне очень хотелось бы избежать таких запретов. Надеюсь, что в будущем мы сможем обойтись без этого", — заявил политик в интервью газете Sueddeutsche Zeitung, но пока не объяснил, что для этого придется сделать.
История любви и ненависти
Дизельные моторы не всегда пользовались столь высоким спросом в странах Европы. Когда-то они были уделом коммерческой техники и общественного транспорта, но примерно пару десятилетий назад в Европе начался настоящий дизельный бум на фоне растущих цен на энергоносители, а также активно освещаемой в СМИ проблемы глобального потепления.
Все вдруг вспомнили, что солярка является более эффективном видом топлива, чем бензин, и что дизельный мотор более экономичный. И так как он выделяет в атмосферу меньше углекислого газа (который, вроде как, и является главной причиной глобального потепления и вымирания некоторых видов животных), то дизель стали пропагандировать еще и как более чистый вид топлива.
Лидеры Евросоюза взялись активно популяризировать дизель. Вводились льготные налоговые режимы, концерны выделили миллиарды евро на новые разработки, позволяющие одновременно увеличить мощность и повысить экономичность моторов на тяжелом топливе. Да и в набирающем силу даунсайзинге агрегаты, потребляющие солярку, оказались перспективнее бензиновых собратьев. О выбросах окиси азота в тот момент почти никто не думал. В Германии, правда, приняли полумеры, повысив налог на рабочий объем дизелей, но красной тряпкой долгие годы были именно показатели выбросов CO2, на основе которых рассчитывались налоговые ставки и вводились льготы.
Все эти меры привели к тому, что вскоре дизельные машины заняли половину рынка новых автомобилей в Европе. Но счастливое будущее не наступило.
Одним из первых пострадавших от ухудшения экологии крупных европейских городов стал Париж. Осенью 2014 года из-за тяжелого смога во французской столице был введен трехдневный запрет на эксплуатацию дизельных транспортных средств. С того момента и начались разговоры о том, что моторы на "тяжелом" топливе, кажется, пора объявить вне закона.
Репутация дизеля начала рушиться, как карточный домик: очередная чрезвычайная ситуация со смогом в Париже, ухудшение экологической обстановки в Лондоне… А в сентябре 2015 года вдруг выяснилось, что концерн Volkswagen оснащал свои автомобили программным обеспечением, которое помогало в десятки раз занижать уровень вредных веществ в выбросах во время сертификационных испытаний. И, в частности, злополучного NO – окиси азота.
С момента раскрытия этой аферы прошло полтора года, но расследование все еще продолжается. По разным оценкам от 5 до 11 миллионов автомобилей по всему свету могут быть оснащены обманным ПО. В список "зараженных" машин попала даже дизельная Volkswagen Jetta, которая – какая ирония! – в 2009 году получила титул "Зеленый автомобиль года".
Конечно, дизельгейт не стал главной причиной травли дизельных моторов, но приличное количество дров в поминальный костер по ним все же добавил. И если в США концерн обязали исправить ситуацию всеми силами, то обманутым европейским покупателям Volkswagen отказался платить компенсацию.
Читайте также
С начала 2017 года набирает обороты новый дизельных скандал. На сей раз Агентство по охране окружающей среды США (EPA) обвиняет в использовании обманного оборудования альянс Fiat Chrysler Automobiles (FCA). Экологи заявляют, что у более чем ста тысяч автомобилей реальные выбросы не соответствуют заявленным.
В серьезую опалу дизель попал три года назад. В конце 2015 года было заключено Парижское соглашение, предусматривающее снижение вредных выбросов в атмосферу. Годом позже, на саммите С40 Mayors, посвященном проблеме изменения климата, мэры крупнейших городов (Париж, Мадрид, Афины и Мехико), подписали договор о намерении запретить к 2025 году эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями. В начале этого года власти Осло в связи с загрязнением воздуха запретили на несколько дней въезд в центр города дизельным автомобилям. А власти Лондона подняли цены на парковку для дизельных машин.
Были проведены несколько исследований, по результатам которых выяснилось, что дизельные двигатели, выбрасывающие в атмосферу больше NO, чем бензиновые аналоги, оказывают прямое влияние на развитие аллергии, инфарктов, инсультов и раковых заболеваний среди населения. Тимоти Липман, со-директор Исследовательского центра по вопросам устойчивости транспорта в Калифорнийском университете в Беркли уверен, что мелкие частиц сажи, выбрасываемые в атмосферу дизельными двигателями, несут серьезные последствия для здоровья. А молекулярный биолог из Бразилии, Хетотонио Карвалью, и вовсе подсчитал, что количество преждевременно скончавшихся из-за моторов на "тяжелом" топливе людей исчисляется десятками тысяч.
В результате, все больше европейских политиков, которые ранее продвигали солярку, в своих речах предрекают дизельным двигателям скорую кончину.
Закат эпохи
Естественно, что такой шквал негатива в сторону дизельных моторов не мог не отразиться на продажах. Владельцы дизельных автомобилей класса Евро-5 не знают, чего им ждать. В условиях, когда в любой момент они могут лишиться проезда по собственному городу, автолюбители начинают вновь присматриваться к бензиновым агрегатам. По данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), в мае этого года доля дизельных машин на рынке новых автомобилей Германии снизилась почти на 6 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — до 40,4 процента. И это при том, что в последний месяц весны немецкий рынок новых легковушек показал вырост на 13 процентов.
От солярки отказываются не только частные покупатели, но и корпоративные автопарки Германии. По данным Центра автомобильных исследований (CAR) при Университете Дуйсбурга-Эссена, в первом квартале 2015 года доля дизельных машин, приобретенных для служебных целей, составляла 75,8 процента. За аналогичный период в 2017 году — 68,4 процента.
Автопроизводители остро чувствуют, что маятник, который некогда сделал дизель популярным, теперь качнулся в обратную сторону и набирает скорость. Это вынуждает их менять свою политику в области дизельных технологий. В мае этого года компания Volvo заявила о своих намерениях в будущем полностью отказаться от дизельных моторов. Вместо этого шведы сосредоточат усилия на развитии гибридных и электрических установкок. "Мы приняли решение, что инвестировать в дизельные двигатели нового поколения, выводить их на новый экологический уровень – нерентабельно", – заявил генеральный директор Volvo Хокан Самуэльсон.
Среди руководства концерна Volkswagen тоже звучат громкие фразы о переосмыслении и очищении автомобилестроения. Марка уже свернула продажи своих дизельных автомобилей в США, заявив, что их потенциал на местном рынке исчерпан. И даже такой крупный моторостроитель, как Cummins, который в Америке являлся чуть ли не синонимом дизельного двигателя, объявил о смене ориентации в сторону гибридов и полностью электрических установок. В причинах ухода от солярки отмечается негативный тренд, сложившийся вокруг дизеля, а также перспективы развития альтернативных источников энергии.
Казалось бы, повсеместный отказ от дизельных агрегатов открывает двери гибридным, водородным и электрическим установкам, однако, без развития инфраструктуры, льгот и финансовых преференций со стороны государств – одними запретами – не обойтись.
Пока европейские чиновники не определились со своей стратегией по замещению дизельных моторов альтернативными установками. Предложения обсуждают самые разные: от финансовых поощрений, желающим отказаться от солярки в пользу гибридов, до выделения из бюджета средств на модернизацию дизельных автомобилей из категории Евро-5 до требований Евро-6. И вопросов пока больше, чем ответов. Одно ясно — дни дизельных легковых автомобилей подходят к концу.
Михаил Татарицкий