Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+19+9
Иерусалим
+14+6

Автомир

А
А

Грустная история о золотом веке и вымирающих пони-карах

Давным-давно, когда американцы еще делали великие вещи, они взглянули на европейские автомобили и сказали: "Как, черт возьми, вы можете передвигаться на этом"? И началась великая эпоха, которая, увы, уходит теперь безвозвратно.

16.06.2017
Источник:autoutro.ru
מערכת וואלה צילום מסך

Мальчики и девочки, жаждущие получить водительские права и вступить в автомобильный мир, собирайтесь в круг и послушайте рассказ о золотом веке автомобилестроения и его блестящих машинах.

Когда-то давным-давно образовались Соединенные Штаты – новый мир, созданный людьми, которые показали Европе средний палец и решили построить цивилизацию с нуля. Они бунтовали, но делали великие вещи. Частью этих великих вещей были и американские машины. Некоторые их любят, некоторые ненавидят, а кое-кто заимствовал рецепт и приправил его легким ароматом местной культуры.

Когда бензин стоил дешевле бутылки воды, а слово "загрязнение" отсутствовало в словарях, американцы взглянули на европейские автомобили и сказали: "Как, черт возьми, вы можете передвигаться в этих коробках?" Так и началась эпоха сухопутных барж, продлившаяся с конца 40-х до начала 80-х.

Фото: Getty Images


"Большой" и "шикарный" - именно с этих характеристик начинал работу любой автомобильный дизайнер, садящийся рисовать новую модель. Машины, редко не добиравшие 5 метров, вдохновленные самолетами и ракетами, с пышными формами, увесистыми хромированными орнаментами, плавниками и большими ленивыми V8 были практически везде.

В то же время европейцы и азиаты пытались быть реалистами и ездили на маленьких и легких автомобилях, считая американские "яхты" пустой тратой ресурсов. Это происходило потому, что Европа была растерзана двумя войнами, и раны еще не затянулись.

Дело в том, что американские машины предназначались для определенного типа вождения. Видите ли, европейцам приходилось ездить по извилистым двухполосным дорогам и нередко штурмовать подъемы, поэтому их автомобили были легче, экономичнее и лучше управлялись.

По ту сторону Атлантики, в стране, где огромные поля, равнины и пустыни составляют большую часть территории, американцы катались по длинным прямым шоссе. Из-за образа жизни и богатства жители США, как правило, много путешествовали по своей стране.

Это значит, что они ценили комфорт и надежность, и это проецировалось на длинные автомобили с избытком свободного пространства и гигантскими V8. Люди, которые до сих пор не понимают, как эти огромные моторы выдавали всего около 200-300 л. с., должны учитывать, что все они были атмосферными и работали с меньшей степенью сжатия ради релаксации и долговечности.

Для того времени это была норма, но даже тогда люди нуждались в спорткарах и адреналине. Тем не менее, схема "чем больше, тем лучше" применялась и к спортивным купе, и эту схему нужно было срочно оптимизировать.

Именно здесь в 1964 году и появляется Ford Mustang. Вместе с внедрением первого поколения Mustang появилась новая автомобильная категория – пони-кары, которые характеризовались доступностью, простотой, отличной внешностью и мощностью. Можно сказать, что фундамент для этого сегмента заложил двухместный Ford Thunderbird, однако именно Mustang сделал его популярным.

Первый Mustang – привлекательное купе, сделанное из седана Falcon – мгновенно стал хитом. Запчасти всегда были в наличии, да и техническая составляющая машины была довольно проста и прямолинейна.

Концепцию автомобиля тут же стали перенимать. Chevrolet сделал Camaro, Pontiac выпустил Firebird, Dodge додумался до Challenger, а ответом Plymouth стала Cuda. Интересно, что весь этот ажиотаж совершенно не ограничивался одной лишь Америкой...

Фото: Getty Images


Об этой горстке пони-каров забурлили средства массовой информации. Феномен, ассоциировавшийся со свободой и хулиганством, распространился на европейцев, которые тоже захотели опробовать пони-кары, но желательно так, чтобы не связываться с импортом.

Хотя Европа имела небольшие купе задолго до Америки, они были слишком мягкими для начинающих "хулиганов". Им не хватало мускулистых линий, ядовитых расцветок и сильного грохота в задней части.

Дизайнеры начали дорабатывать местные модели и даже создавать новые. Так у европейского Ford появился Capri, у Opel – Manta, у Triumph – Stag, а Aston Martin выпустил V8 Vantage, который, честно говоря, выглядел как Mustang с самых разных ракурсов. В Азии тоже не спали. Результат – Toyota Celica GT, Datsun 240Z и позже Nissan Skyline.

Хотя большинство этих проектов сегодня хорошо известны, эти автомобили никогда по-настоящему не противостояли подлинным пони-карам. Все провалились в пропорциях: машины были либо слишком узкими, либо слишком горбатыми, либо имели ненадлежащий интерьер.

Недостатки дизайна еще можно было хоть как-то "проглотить", но вот с отсутствием перфоманса смириться могли немногие. Мало кто чувствовал себя удовлетворенным, когда в ответ на удар по педали газа раздавался визг 4-цилиндрового мотора, который изо всех сил пытался исполнить желание владельца.

Некоторые автомобили предлагались с рядными шестицилиндровиками или V6, но V8 есть V8 и не может сравниться ни с чем другим. Ближе всех к истинным пони-карам был Aston Martin V8 Vantage, однако о "доступности" машины не могло быть и речи.

Нельзя отделять пони-кар и V8, и это было официально подтверждено, когда в 1973 году Америку поразил нефтяной кризис, в результате чего цена барреля бензина скакнула с 3 до 12 долларов. Тогда-то американский идол Mustang и иже с ним чуть было не вымерли...

Фото: Getty Images


Чтобы продолжать штамповать пони-кары в трудные времена, Ford и другие бренды пошли на сокращение размеров двигателя. Так и появились "хромые Мустанги" второго и третьего поколений.

Это был крах американской мечты. Американцы с ужасом наблюдали, как их пони-кары слабели и превращались в "стоптанные башмаки". Чувствуя, как Mustang сотоварищи медленно угасают, европейские и японские автопроизводители решились взять американский рынок на абордаж. Они создали свой собственный стиль, с которым американские клиенты быстро сроднились.

Продажи Mustang падали и падали. Облегчение пришло лишь в 1995 году вместе с "Мустангом" четвертого поколения, лишенного 4-цилиндровых моторов. Тогда было продано 136 000 единиц, что все равно не сравнится с показателями 1966 года, когда было реализовано более 600 000 автомобилей.

По мере того как экономика восстанавливалась, восстанавливался и Mustang. В 2005 году дебютировало пятое поколение. Это было именно то, чего так не хватало сцене пони-каров: агрессивная олдскульная внешность и несколько бодрых V8.

Mustang оставался сильным недолго. В 2006 году "Форду" удалось продать на 6000 больше машин, чем в предыдущем году, однако затем продажи постепенно снижались и больше не достигали 100 000.

Фото: Getty Images


Chevrolet и Dodge пошли по этому же пути и возродили Camaro и Challenger – оба с ароматом прошлого и в современной упаковке. Однако злой рок настиг и их.

А тем временем компактные маломощные спорткары из-за океана во главе с Mazda MX-5 чувствовали себя крайне вольготно. Что случилось со старыми-добрыми масл-карами? Почему их имидж перестал работать? Они прекрасно выглядят, обладают большим V8, сочно звучат, но почему-то это уже не возбуждает людей как раньше.

Фото: Getty Images


Все потому, что новые времена принесли новые идеи. Автопроизводители должны были соблюдать стандарты безопасности и добавлять кучу нового оборудования. Кроме того, экологические нормы вынудили их еще больше инвестировать в создание лучших двигателей. Этот список из актуальных наворотов, которые современный человек разумный считает необходимым, можно продолжать долго, и каждый пункт повышает цену.

А теперь горькая правда. Суть в том, что новые технологии убивают пони-кар. Он теряет свою доступность и усложняется. И никакой теорией 4-цилиндровых турбированных "Мустангов" и "Камаро" эту проблему не решить. История доказала, что это не сработает. Конечно, Mustang Ecoboost – это неплохой автомобиль с достойным перфомансом, но неважно, насколько хорошо он спроектирован: 4 цилиндра и турбо никогда не доставят вам ощущение органического экстаза, прописанного в рецепте оригинальных пони-каров.

Кстати, этот самый рецепт пытаются возродить совсем неочевидные бренды. Toyota GT86 и Mazda MX-5 теперь больше подходят для термина "пони-кар". Пусть они не такие привлекательные, зато доступные, компактные и легкие.

Еще один камень преткновения – это мощность, но не будем забывать, что у Mustang первого поколения с 5,8-литровым V8 было всего на 54 л. с. больше, чем у нынешней 200-сильной GT86.

Единственный выход для любителей пони-каров – это покупка реставрированного автомобиля из 60-х, что тоже не очень дешево. В любом случае чистота истинного вождения постепенно вытесняется, а автопроизводители превращают машины в компьютеры на колесах. Вскоре весь процесс вождения сведется к нажатию кнопки и выбору места назначения.

Фото: Getty Images

Читайте также


Так что триллер и свободу вы получите только от мотоцикла. Он может стать вашим следующим пони!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке