Буквально несколько недель назад один знакомый продавал свои старые шины. После нескольких звонков он понял, что многие лишь знают, что означают символы на шине вроде205/55 R16. Однако покрышка несет на себе и много другой полезной информации, которая поможет определиться, как при выборе нового комплекта, так и с продажей старых шин.
1. Американская маркировка
Первыми осознали, что покупателям необходима помощь в выборе шин, в американском департаменте транспорта (DOT) более трех десятилетий назад. И обязали производителей проводить тесты, публикуя результаты на боковине покрышки: на ней указаны цифровые и буквенные символы износостойкости, сцепления на мокрой поверхности и стойкости к перегреву, уточняют наши коллеги из "Авто Mail.ru".
Под цифрой1— износостойкость(treadwear),2— сцепление на мокрой дороге (traction),3— сопротивляемость перегреву (temperature)
Первый параметр — износостойкость. В самых авторитетных изданиях при тестах шин именно этот, самый важный для рядового потребителя параметр, обходят стороной. Но для продажи в США производители шин обязаны проводить этот тест.
Методика такова: два (или четыре) автомобиля едут караваном по заданному маршруту, который не меняется десятилетиями и проложен вдоль окрестностей американского города Сан-Анджело, штат Техас. На одной машине установлены испытуемые шины, на другой — эталонные (с известными характеристиками износа), которые выпускает американское сообщество стандартизации (ASTM). Во время испытаний у покрышек постоянно измеряется износ, а после пробега в 11520 км шинные компании, оценивая изменения глубины протектора, прогнозируют будущий ресурс своего продажного образца.
Treadwear— Износостойкость
Сколько же проходит шина с показателем, допустим,Treadwear200? Можно утверждать, что в два раза больше, чем эталонная, а сколько конкретно в километрах — не могут сказать даже сами производители. Конечно же, все зависит от водителя и дорог.
Traction— Сцепление на мокрой дороге
ПараметрTractionопределяет сцепление шин на мокрой дороге в продольном направлении при торможении. Параметр никак не характеризует сцепление шины в поперечном направлении, управляемость, сопротивляемость аквапланированию и так далее.
Тестtractionпроверяет сцепные качества шины на мокрой поверхности лишь с блокировкой колес (без учета работы рисунка протектора). На сегодняшний день подавляющее число покрышек с лёгкостью проходят этот тест и потому имеют маркировкуAAилиA.
Temperature— Сопротивляемость перегреву
В отличие от первых двух тестов, это испытание проводится в лаборатории на испытательном барабане. Шину под нагрузкой (в 88 процентов от максимальной) раскручивают до определённой скорости и смотрят за температурным режимом. После испытаний проверяют на предмет трещин, разрывов и других дефектов. Шина, выдержавшая самую большую скорость барабана 575 оборотов в минуту (что эквивалентно свыше 184 километрам в час) — получает рейтингА.
2. Европейская маркировка
Европейская маркировка, информирующая покупателя о свойстве конкретной шины, появилась сравнительно недавно — 1 ноября 2012 года. На протектор приклеивается наклейка с указанием данных, которые помогли бы покупателю определиться с выбором.
Топливная экономичность (сопротивление качению)
Во главу угла европейские чиновники поставили сопротивление качению. Именно этот показатель характеризует топливную экономичность шины. Когда она тратит часть кинетической энергии на деформацию в пятне контакта с дорогой, энергия превращается в тепловую безвозвратную, и тем самым тормозит колесо. Примерно 20 процентов расхода топлива автомобиля уходит как раз на преодоление сопротивления качению!
Испытания проходят в аккредитованных лабораториях, где шину помещают на большой беговой барабан и раскручивают до 80 километров в час, а после высчитывают накат. Сопротивление качению измеряют в килограмм на тонну - сколько необходимо усилия, чтобы сдвинуть автомобиль массой в 1 тонну.
Сцепление на мокрой дороге
Как и в случае с американской маркировкой, европейский тест на сцепление на мокрой дороге сравнивает шины именно с точки зрения продольного "зацепа" при торможении. Однако, в отличие от американской системы, в европейской предусмотрены два варианта тестирования. Первый — на прицепе с блокировкой колес, второй — на стандартном автомобиле при торможении с 80 до 20 километров в час. В европейских испытаниях высчитывают не абсолютные цифры сцепления (так как, в отличие от США, мест для тестирования несколько), а сравнивают испытуемую модель и стандартизированную шину-эталон (Uniroyal Tiger Paw).
Читайте также
Шумность шины
Замер происходит на открытом участке полигона с заданными параметрами асфальта, так как именно покрытие, а не сама шина больше влияют на уровень шумности. Автомобиль разгоняется до 70-90 километров в час (контрольная скорость при замерах — 80 километров в час), испытатель выключает двигатель, ставит коробку на нейтраль. Машина проезжает мимо микрофонов, которые находятся с обеих сторон. Чем шире шина, тем выше ставят для нее порог минимальной шумности. Например, покрышки с маркировкойXL(указывает на увеличенную грузоподъёмность) имеют послабления по громкости на 1 децибел. Для человека разница в громкости в три децибела ощущается как двукратное увеличение шума
Обязательные американские и европейские тесты далеки от идеала. К примеру, никак не оценивается управляемость, поперечные сцепные свойства шин или торможение на сухом асфальте. Однако результаты пишутся на боковине и на наклейке протектора. И это, согласитесь, лучше, чем ничего.
Михаил Клименко