Красный, желтый, зеленый… С чего и как начались светофоры
Фото: Getty Images
Красный, желтый, зеленый… С чего и как начались светофоры

Приближаясь к современному перекрестку, мы уже не задумываемся о последовательности своих действий. Мы просто видим цвет (красный, желтый или зеленый) и ведем себя соответствующим образом. Однако значения этих цветов не всегда были так широко известны, и их история крайне неоднозначна.

Электрические светофоры отпраздновали свой 100-летний юбилей всего три года назад. Первый такой девайс, получивший всеобщее признание, появился на пересечении авеню Евклида и Восточной 105-й улицы в Кливленде (штат Огайо) в 1914 году. Но это была отнюдь не первая попытка сигнализации трафика, и идея прошла через множество препятствий по пути к реализации.

Первый в мире неэлектрический светофор появился еще на 50 лет раньше в 1868 году. Лондон взял его на вооружение возле Парламента с целью сделать пешеходный переход безопаснее. На фоне серьезного скачка конного трафика в 1800-е годы дорогам был необходим дополнительный метод более "плавной" организации движения.

Установленная система – семафор – представляла собой высокий столб с крыльями. Когда крылья выдвигались вбок, это означало "стоп". С наступлением темноты на верхушке столба зажигалась газовая лампа. Зеленая линза разрешала движение, а красная запрещала.

Офицеры полиции оперировали сигналами вручную и меняли их в соответствии с наблюдаемым транспортным потоком. В качестве предупреждения перед сменой сигнала они свистели в свисток. Система отлично функционировала, пока не взорвалась...

Взрыв произошел из-за утечки газа вскоре после установки (в 1869 году). Офицер, работавший на устройстве, получил серьезные травмы, и власти Лондона были вынуждены отказаться от семафора.

По аналогии с Лондоном ранние американские светофоры также управлялись вручную. Спустя четыре года после адаптации первой электрической системы (1920 г.) детройтский полицейский Уильям Поттс предложил всем известную трехцветную схему.

Фото: Getty Images


Поттс основал свой цветовой выбор на железнодорожных сигналах. Однако оригинальные железнодорожные сигналы включали в себя белый, зеленый и красный. Вместо того чтобы означать "проезжай" как на всех современных светофорах, зеленый означал "внимание", а функцию разрешающего сигнала выполнял белый. Красный как и сейчас означал "стоп".

Белый цвет, означающий "все чисто", имел смысл (даже больше смысла, чем зеленый), но только на бумаге. На деле же он вызвал множество катастрофических и фатальных проблем.

Железнодорожные чиновники начали избавляться от белого сигнала в 1899 году после серии путаниц и крушений, приписанных белому цвету или отсутствию цвета. Красные диски, призванные окрашивать огни, часто ломались, в результате чего запрещающий сигнал горел белым, хотя впереди была опасность... Кроме того, цветной сигнал выглядел неестественно на фоне ночного неба и темного пейзажа, в то время как белый можно было легко перепутать с фонарем или даже с луной.

По этой причине чиновники решили раз и навсегда избавить железнодорожную индустрию от белого сигнала. Таким образом зеленый стал разрешающим, а красный остался запрещающим. В качестве промежуточного элемента в схему был добавлен желтый.

Фото: Getty Images


Впоследствии эти цвета обосновались и на дорогах, проявившись в светофорах 20-х годов, и их преемники с годами продолжили использовать вариацию красного, желтого и зеленого. Прошло 100 лет, и нам уже кажется, что человек впитывает знания о светофоре с молоком матери.

counter
Comments system Cackle