В Детройте и Лас-Вегасе прошли выставки – автомобильная и электротоваров. И что бы ты думал? Везде одно и то же: электромобили!
В основании всех этих автомобилей лежит платформа, внутри которой аккумуляторные батареи. По сути, это одна большая плоская батарейка — такая же, какая закладывается в детские машинки, только многократно больше и мощнее. Батареи имеют свою силовую структуру, интегрированную с каркасом платформы. В результате получается очень жесткая и прочная конструкция, способная выдерживать динамические и ударные нагрузки, то есть обеспечивать стабильность поведения и безопасность автомобиля.
Двигатель. Казалось бы, главное в автомобиле — его двигатель, а в нем — масса интересных и хитрых вещей. Четыре турбины, интеркулер, двойное зажигание! А сколько слов и надежд мы связывали с изменяемыми фазами газораспределения!
Знаешь, в ноутбуке тоже есть двигатель — электромоторчик, который приводит в движение вентилятор охлаждения. Когда из-под ноутбука дует теплый воздух, это значит, что включился электровентилятор. Ты относишься к этому... да никак не относишься. Такое же отношение будет и к двигателям электромобилей. Конфигурация платформы в виде стола или подноса позволяет располагать на ней все, что угодно, — от спорткупе до фудтрака. При этом кузов уже не должен быть несущим, за него всю нагрузку выдерживает платформа. Это обстоятельство открывает возможность печати кузовов на 3D-принтере по индивидуальным заказам, и, следовательно, нас ждет много новых форм. Поэтому, с одной стороны, дизайнерские ошибки будут только накапливаться, а с другой — индустрия получит шанс воссоздать образы лучших из своих машин, но уже на ультрасовременной основе.
Еще 120 номеров MAXIM тому назад можно было написать что-то оригинальное про дизайн нового кнопочного телефона. Людям нравилось, что их телефон был похож на "мерседес" или на "порше". Но однажды все мы согласились с тем, что лучше всех телефон в форме хоккейной площадки. С этого момента форма телефона для нас непринципиальна. То же произойдет с массовыми автомобилями. Да, их форма будет различной, но реально па́рить потребителя будет платформа — емкость батареи и ее рекуперация.
Чем большую мощность выдает электродвигатель, тем быстрее он выжимает заряд из батареи. Тут даже есть аналогия с бензомотором и бензобаком. Но никто из нормальных инженеров, черт возьми, не пытался сделать эффективный бензобак. Все старались сделать эффективный двигатель. С электромобилями все с точностью наоборот. Главное — это емкость батарей, обеспечивающая машине автономный пробег от розетки к розетке, и их способность быстро дозаряжаться.
Еще одна потеря для "людей с бензином в крови" — это беспилотность электромобильных аппаратов. Беспилотники строят и испытывают все: автоконцерны из XIX века, диджитал-гиганты из XX-го и новые дерзкие стартапы из XXI-го. А также Уралвагонзавод. Принимая правила игры "автомобиль и водитель могут быть сами по себе", мы считаем за данность, что автомобилю предоставляются настоящие водительские права. Это оставляет за ним пока латентное, но все же главенство в выборе решений, потому что так прописан софт. Но стоит обновить софт — и полномочия беспилотника могут быть существенно расширены, превосходство машины над волей водителя станет явным. Что остается нам? Представь себе сидячий лифт, который перемещается не вверх-вниз, а по всей горизонтальной плоскости. Ты комфортно устроился и... смотришь прямо на лобовом стекле выпуск последних известий: "Госдума в третьем чтении приняла закон Фарадея для электромагнитной индукции. Правительство предлагает ввести налог с разности потенциалов. Два часа продолжалась охота беспилотников на запрещенный автомобиль Bugatti Veyron. Злоумышленник с 25-летним стажем вождения сдался полиции только после того, как закончился бензин".
За всем этим неминуем крах многих автокомпаний, особенно тех, кто переоценивает свою уникальную неповторимость. Забудь. Большинство производителей печатных машинок не нашли потом себе места в индустрии компьютеров. Кто-то, конечно, мимикрирует и тем самым спасется от разорения. Шансы у того, кто обладает чутьем, гибкостью и технологическим потенциалом, а не только узнаваемым брендом. Заряжающаяся от розетки или солнечного света платформа и установленный на ней электромотор — это чудо без нюансов, без эмоций. Это чудо самодостаточное. Как электровеник или электродрель.
А пока обратимся к новинкам автосалонов, в стерильную электрическую благость которых ухитрились затесаться даже несколько бензиновых бронтозавров.
Faraday Future FF91
Стартаперы вовсю эксплуатируют фамилии отцов-открывателей электричества. Вслед за Tesla в Штатах появился производитель электрогрузовиков Nicola Motor. Оба – в честь сербского изобретателя Николы Теслы. Теперь в честь английского ученого Фарадея назван финансируемый китайцами американский проект. FF91 – концепт кроссовера мощностью 900 л.с. Литий-ионная батарея LG обладает запасом хода до 700 км. Панорамная крыша и боковые стекла затемняются при касании пальца. В беспилотном режиме машина умеет лишь парковаться.
Audi Q8 Concept
Напрасно было думать, что Q8 окажется по размеру больше Q7. Хотя у них почти идентичная база, однако Q8 короче, ниже, но шире своего соплатформенного брата. Это четырехместная модель с претензией на вид купе. Ближайшим аналогом и конкурентом новой модели стоит считать баварский X6. Из важных открытий: адаптивная подвеска, проекционный дисплей с системой дополненной реальности, матричные фары, регулирующие форму луча. Гибридная установка: 333-сильный V6 TFSI и к нему 136-сильный электромотор с автономностью хода 60 км с выключенным ДВС. Серийный Q8 ожидается летом 2018 года.
Chrysler Portal
Прототип электроминивэна. Сдвижные двери, кузов без центральной стойки. На входе фейс-контроль: система распознавания лиц водителя и пассажиров автоматически подстраивает под них сиденья.
Внутренняя переговорная аудиосистема позволяет общаться через весь салон не повышая голоса. Запас хода — 400 км.
Volkswagen I.D. Buzz
Восьмиместный микроавтобус — идеологический наследник знаменитого VW Transporter Type II — преисполнен стилистического сходства со своим прототипом 60-летней давности.
Построен на всефольксвагеновской электроплатформе МЕВ-XL с двумя электромоторами (на каждой оси) суммарной мощностью 374 л. с. Тяговая батарея имеет запас хода 435–600 км в зависимости от цикла движения. До сотни машина ускоряется за 5 секунд. Автопилотаж. В автоматическом режиме руль, по совместительству являющийся сенсорным дисплеем, втягивается в приборную панель. Система дополненной реальности выводит на лобовое стекло информацию о маршруте, погоде и т.п.
Nissan Vmotion
Концепт бизнес-седана с абсолютно новыми дизайнерскими линиями. Скорее всего, это стиль всех будущих моделей Nissan. Автомобиль оснащен новейшей версией системы автономного управления Nissan ProPilot, которая может самостоятельно двигаться по шоссе и проезжать перекрестки. В режиме автопилотирования V-образная радиаторная решетка и диффузор заднего бампера подсвечиваются "лунным" светом.
Kia Stringer GT
Это самый большой и мощный хетчбэк марки Kia. Двухлитровый турбомотор выдает 255 л.с. На десять больше — атмосферный V6 объемом 3,3 л. Модель базируется на заднеприводной платформе, такой же, что использует корейский премиум-бренд Genesis. Этим типом привода Kia намекает на особое положение нового продукта — для продвинутых пользователей, желающих сэкономить на покупке BMW, например. Качество же отделки не уступает немецкому. Тем более что вице-президент по дизайну концерна Hyundai Kia — немец, работавший на Audi. Отсюда также стоит ждать атаки на рыночные позиции хетчбэка Audi A7.
Lucid Air
Еще один китайско-американский стартап — и еще один замах на рекорд и расточительность. 1000 электрических сил, полный привод, в топ-версии — 650 км автономного хода. Опционально гиперхетчбэк Lucid Air может быть подготовлен к беспилотному передвижению. Сборка машин начнется в 2018 году на специально построенном предприятии в Аризоне.
Toyota FCV Plus
Компания Toyota демонстрирует свой подход к созданию электромобилей. Концепт FCV Plus не запитывается от электросети: электричество вырабатывается на его борту топливными элементами в ходе электролитической реакции водорода. В каждом колесе установлено по электродвигателю. Никаких точных данных производитель не приводит.
Lincoln Navigator Concept
Может показаться, что перед нами раздутый до размеров школьного автобуса Range Rover последнего поколения. Общие корни тут действительно есть. Lincoln — премиальная марка концерна Ford (ему еще 10 лет назад принадлежала и сама английская фирма), и нынешний Range Style был разработан под фордовским началом. Navigator — первый и самый популярный в Штатах большой внедорожник класса люкс. То, что все предыдущие модели строились на базе пикапа Ford, разом снимало вопрос о том, в чем отличие американского "премиума" от европейского. Но концепт 2017 года, предрекающий выход нового "Навигатора", — безрамный и по своей геометрии типичный паркетник, правда с 400-сильной "шестеркой" объемом 3,5 л. Машина оснащена системой полуавтономного вождения с функцией самоторможения перед пешеходами.
Mazda MX-5
Японцы представили концепт дизайна следующего поколения Mazda MX-5 — самого продаваемого спорткара в мире. Они выставили два прототипа: купе под названием Kuro и открытый, продуваемый всеми ветрами Speedster Evolution для езды в шлеме. Мотор Skyactiv G2.0 развивает 160 "лошадей", а конструкция облегчена на 45 кг.
Читайте также
Серийная машина должна появиться уже в конце этого года.