Zahav.АвтомирZahav.ru

Понедельник
Тель Авив
+15+9

Автомир

А
А

Чаще мигайте фарами. Как ездить по Британии и не получить штраф

Сесть за руль в Британии решится не каждый: пугает езда по левой стороне. Но если вы думаете, что особенности британской езды этим ограничиваются, вы ошибаетесь. Вот несколько правил, которые легко нарушить по незнанию.

ПДД штрафы Великобритания перекрестки левостороннее движение
Фото: Getty Images

Многие уверены, что британские ПДД такие же, как везде, за исключением езды по левой стороне дороги. Взгляд вообще вполне логичный — такие вещи действительно стараются стандартизовать, но на самом деле все не так просто. Кроме езды по левой стороне, в Британии есть и другие особенности правил, разметки и вождения. Не все они очевидны, и я ни разу не встречала туриста, который по первости хоть раз не нарушил бы правила — не из дурного умысла, а именно по незнанию. Надеюсь, эта статья поможет избежать таких проблем (и связанных с ними затрат тоже). 

СПРАВКА: Driver and Vehicle Licensing Agency, или сокращенно DVLA — Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств.

Базовое отличие — регистрационного порядка: в Британии за машину (за техосмотр, налоги, штрафы и прочее) отвечает тот, на кого она зарегистрирована в DVLA. Кто при этом ее купил и является формальным владельцем — не имеет для дорожной полиции значения. 

Перейдем к отличиям в правилах. Начать вождение автомобиля в ЮК нужно с покупки книжечки местных ПДД и их внимательного чтения. Это, в моем представлении, само собой разумеется. Я только постараюсь рассказать, на что нужно особо обратить внимание.

Общеизвестно, что в Великобритании левостороннее движение. Соответственно, движение по другой стороне дороги, другие правила использования полос, другие перестроения на развязках с круговым движением, для поворотов и так далее, и в правилах дорожного движения это, конечно, отражено. Но это, так сказать, очевидные вещи. Неочевидно то, что я ни разу не встречала водителя, который за первый месяц езды в эмиграции хоть раз не выехал бы случайно на встречку. Не подумайте плохо, не из хулиганских побуждений или от небрежения — такое происходит просто в силу автоматизма. Причем опытные водители делают это чаще неопытных, оно и понятно — у них автоматизма в вождении больше. 

ПДД штрафы Великобритания перекрестки левостороннее движение
Фото: Getty Images

 

Друзья, узнав об этом, смеются: "Да как так можно, неужели вы совсем бестолковые, мы вон по Кипру в отпуске ездили, там тоже левостороннее движение — и все в порядке..." Ну-да, ну-да, по Кипру они ездили. Но, к сожалению, ездить три дня в отпуске от отеля до моря и каждый день по делам после работы — это совсем разные вещи. Проще всего, по моему опыту, бороться с этим семейным подходом: постараться первые пару недель не ездить одному, а садиться вдвоем и вдвоем же следить, на правильную ли сторону дороги выезжает водитель. 

Вторая важная особенность — отсутствие приоритета на равнозначном перекрестке, называемого "помеха справа". В других ПДД есть правило, согласно которому на равнозначном нерегулируемом перекрестке преимущество у того, кто справа. В Англии, Шотландии и Уэльсе такого правила нет. Когда я начала переучиваться на английские права, то удивилась по этому поводу и спросила инструктора, как же быть. Он ответил: посмотри, водитель в той машине тебе машет, значит уступает — проезжай. Тут мне стало странно, и я полезла проверять еще раз, как оно там дословно в правилах.

Оказалось — нет, все правильно, на самом деле никак: приоритет для таких равнозначных перекрестков правилами не установлен, и если знака "Уступите дорогу" или светофора нет — вопрос стоит как "кто вежливей, тот и уступит". Лично мне это было дико и, пожалуй, жестко установленное правило в этом случае кажется мне безопасней, удобней и разумней, но тут уж ничего не поделаешь. Такие перекрестки попадаются, и если есть светофор — то все просто, а если нет — так и приходится с водителем соседней машины в гляделки играть. Примечательно, что на развязках с круговым движением правило приоритета есть, и тут важно их не перепутать: не забывайте, кольцевая развязка и обычный равнозначный перекресток — это разные вещи, и правила проезда по ним разные. Также стоит учесть, что в Ирландии свои дорожные правила, и там приоритет для равнозначных перекрестков вроде бы оговорен.

Ремнем безопасности в Британии должны быть пристегнуты все пассажиры — впереди и сзади, а возить ребенка в машине запрещено без специального кресла, пока ему не исполнится 12 лет или он не достигнет роста в 135 см. 

Звуковой сигнал в Британии разрешено использовать только в случае серьезной опасности. Здороваться гудком, как итальянцы, или выражать таким образом недовольство, как принято в России здесь нельзя. Если вам кажется, что водитель соседней машины вас не видит (хотя должен был бы, идиот такой-сякой, кто ему права дал) — сигнализируйте сначала фарами, британцы обычно так делают. 

В Британии для вождения необходимо иметь обязательную автостраховку и водительские права, как везде. Также машина должна пройти техосмотр (MOT) и быть зарегистрирована в DVLA. Но, в отличие от многих других стран, документы не обязательно возить с собой. Если по какой-то причине они понадобились, вы можете предоставить их в дорожную полицию в течение 7 календарных дней после требования. Это правило действует во всех случаях, бумаги можно привезти потом в местный полицейский офис.

ПДД штрафы Великобритания перекрестки левостороннее движение
Фото: Getty Images

 

Дороги как таковые тоже имеют свои особенности. Самая примечательная — изобилие развязок с круговым движением. Ими стараются заменить обычные перекрестки везде, где только возможно, и считается, что такого их количества нигде больше в мире нет. С одной стороны, кольцевая развязка с четкими правилами проезда более предсказуема, чем равнозначный перекресток с этим их "бесправовым" джентльменством "кто вежливо уступит" — мало ли, вдруг за рулем соседней машины вовсе не джентльмен, верно? С другой — кольцевые развязки часто идут подряд одна за другой, требуют куда больше времени и поэтому надоедают страшно. До сих пор вспоминаю одно волшебное место в соседнем городишке — там шесть раундэбаутов в круг. Этакая "ромашечка", пока выедешь сквозь нее куда надо — все дорожные службы нехорошим словом помянешь. 

Еще одна необычная вещь — отсутствие обочин. Обычно вообще их нет, даже маленьких и даже на мелких дорогах. Что делать, земля тут дорогая. Отсюда же родом ширина дорог: они уже, чем в России, особенно в жилых районах, и из-за этого в населенных пунктах очень много проездов с односторонним движением. 

В Британии есть ограничения на парковку на тротуарах (даже двумя колесами), и, что важнее, правила тут пока не для всей страны едины: местный совет каждого района решает, разрешить или запретить парковку на тротуарах — на всей своей территории или ее части. Сейчас в Лондоне она запрещена везде, например, а в городах поменьше — обычно там, где особенно много пешеходов (в центре города, например), где узковаты тротуары, у школ и больниц и т.д. Так что перед тем, как заехать на тротуар — внимательно смотрите, нет ли знака, который запрещает это делать. Прямо сейчас идет обсуждение поправки к ПДД, которая запретит парковку на тротуарах по всей стране, не исключено, что к вашему приезду ее уже и примут.

Большая часть дорожной разметки стандартная, но и некоторые отличия есть. Так, во многих странах желтая дорожная разметка — сигнал о том, что она временная, и к ней всегда прилагается знак с информацией, почему она введена. В Британии есть постоянная разметка желтым цветом. Большая ее часть ограничивает остановку в выделенной желтым зоне. Отдельно стоит обратить внимание на зоны Вox junctions, которые нельзя блокировать и куда, собственно, вообще нельзя въезжать, если выезд не свободен. Они окрашены в яркую желтую клетку и обычно хорошо видны, поэтому лично меня всегда больше напрягали обычные дорожные зоны Кeep clear — занимать их тоже нельзя, а видны они куда хуже. 

Также существуют выделенные полосы, по которым могут ездить только определенные виды транспорта. Самый распространенный — Bus lane, выделенная полоса для автобусов. Любопытно, что, в отличие от многих других стран, они закрыты для автолюбителей не круглосуточно, а в определенное время — оно указано на синей табличке в начале полосы, а также, что такси и велосипедисты имеют право ими пользоваться.

Еще существуют различные типы пешеходных переходов. Некоторые из них регулируются сигналами светофора, некоторые — нет. Относительно последних стоит запомнить простую вещь: на переходе, снабженном круглыми желтыми фонарями-мигалками, пешеходов пропускают всегда. 

Кстати, об обозначениях. В других странах указатели направления ставят перед нужным поворотом, в Британии он вполне может быть после. Когда мы впервые выехали на только что купленной машине, то увидели указатель на нужный нам Оксфорд, стоящий сразу за поворотом, и засомневались. С одной стороны, мы привыкли понимать это как «Поворот на Оксфорд — дальше». С другой, уж очень близко к перекрестку он установлен. С третьей — близко, но не прямо на перекрестке же. Пока думали — проехали и, как оказалось, зря: это таки был нужный съезд. Сейчас с GPS проще, конечно, тогда его у нас еще не было, но ездить без гаджетов тоже стоит уметь.

В целом Британия — страна, где строго подходят к нарушениям ПДД. Видеокамеры установлены на развязках и перекрестках не только в крупных городах и на больших шоссе вокруг столиц, как в России, а практически по всей стране, нарушишь что-нибудь — придет по почте штраф. Штрафы высокие, и не заплатить их нельзя, поэтому тут обычно ездят аккуратно все, в том числе самые разные эмигранты. Именно это делает Великобританию второй в Европе страной по уровню безопасности дорожного движения, и это, на мой взгляд, большое ее достоинство. 

Также стоит учесть, что перечисленные правила верны для Англии, Шотландии и Уэльса. В Ирландии свои правила, которые могут с перечисленными не совпадать.

Елена Чернова

Источник: tutitam

Метки:

Читайте также