Когда у организатора и вдохновителя AutoMotor-2017 Дорона Гиллера спросили, в чем (помимо меньших масштабов) отличие главного израильского автомобильного зрелища от прославленных автошоу в Женеве или Детройте, он ответил так. Поскольку главная идея AutoMotor-2017 – познакомить израильтян с автомобильным эксклюзивом, в павильонах выставочного комплекса "Ганей Тааруха" в Тель-Авиве представлено только то, чего нельзя увидеть на израильских улицах.
Принцип как принцип, не хуже любого другого. Но у всего есть обратная сторона. Автошоу ведь хочется сделать большим. Таким масштабным, как только можно при цене больше 100 шекелей за билет. Значит, придется максимально расширить тематику зрелища. Против этого вряд ли кто-то стал бы возражать. Автомобильные новинки для полиции, "Скорой помощи" и спасателей, лимузин-слонопотам для свадеб и заезжих знаменитостей, дорожная техника, тренажеры-симуляторы, видео-аттракционы (как раз подоспел "Форсаж-8"), семинары в стиле популярных телепередач... Короче, - все, что вокруг да около, собственно, автомобильной темы. Все это было представлено в изобилии, это абсолютно законно, и это хорошо.
Но на этом пути надо быть осторожным, чтобы не впасть в явно нецелевое использование автомобильной тематики. В зале, где были выставлены запчасти и инструменты для ретроавтомобилей, посетителям показали "сосисочный" Renault Fourgonnette 300, где-то 1950 года выпуска. Вместо кузова, у него был смонтирован многоэтажный мангал для гриля, с электроприводом. А под капотом - склад готовой продукции.
Где же двигатель? Двигателя нет, самостоятельно эта шашлычница на колесах не передвигается. Не знаю, насколько это "кошерно" с точки зрения присутствия на автошоу. Но прикольно.
Но больше всего меня поразил кабриолет, кабина которого была целиком залита бурлящей водой. Здорово так, едешь, а тебя со всех сторон омывают кипящие струи: буль-буль-буль…
Конечно же, и в этом случае ни о каком самостоятельном передвижении речи не шло, да и о несамостоятельном – тоже. Это просто реализация, так сказать, метафоры про старую машину: "Ну, в крайнем случае, налью в нее воды и использую как ванну".
Но это джакузи, хотя бы, когда-то было автомобилем. А рядом стояли его собратья, от миниатюрных до таких, где мог бы тренироваться Майкл Фелпс. Они никогда автомобилями не были. Но внутри у них все было устроено, как в кабине автомобиля: днище в форме сиденья, отверстия для струй на месте руля и педалей, сиди себе в воде и играй в машинку: бип! Бип!
Тут надо хорошо представлять себе, на каком фоне все это происходило, общую атмосферу автошоу в "Ганей Тааруха". По огороженному треку между павильонами носились байкеры. Каждый час на они на мотоциклах Husqvarna организованно прыгали через земляные валы.
Гонщик Олег Шарки показывал класс дрифта, заставляя свой автомобиль Mazda, под визг тормозов, крутиться на одном месте так, что только дым стоял от сжигаемых покрышек. Да еще и руками успевал прихлопывать: вот, мол, убедитесь, не касаюсь я даже руля!
Но это лишь часть общей картины. Если выделить что-то общее, то, наверное, можно сказать, что на AutoMotor-2017 в дни Песаха можно было наблюдать одновременно очень много движения. По железнодорожному мосту, в прямой видимости от павильонов ездили поезда. В луна-парке отдыхающие катались на жутких аттракционах и визжали от страха. В главных павильонах многие экспонаты стояли с прогретыми двигателями, время от времени устраивая перекличку: то один, то другой механический зверь издавал рычание, пугая публику. Между павильонами бегали дети, а под ногами у них продавцы радиоуправляемых машинок запускали свои экспонаты, которые передвигались рывками, быстрее детей.
Но еще больше было здесь ожидания движения, обещания движения, идеи движения, отблеск которой падал и на эти странные "автомобильные" джакузи.
И все-таки, для кого они? Детям таких подарков не дарят. Взрослые? Честно говоря, трудно себе представить. Почтенные отцы семейств, по многу часов проводящие за рулем, покупают себе еще и джакузи "под автомобиль", чтобы в нем воображать себя за рулем...
Но вот же, факт. Продукция есть, ее покупают. Это кажется нелогичным. Но если так разобраться, здесь многое нелогично. И прежде всего - те чувства, которые мы испытываем, когда стоим, долго разглядывая экспонаты в зале для суперкаров, и будто причащаясь к ним. Это не праздное любопытство, как на обычной технической выставке, о нет. Не просто желание узнать, "как это бывает". Здесь какое совершенно бескорыстное вожделение, на которое способны дети, а во взрослом возрасте мы эту способность теряем.
Видимо, следует пересмотреть наши представления о "взрослом" и "детском", когда мы ходим на автошоу, - вот я к чему. Какие-то не совсем взрослые струны нашей души здесь звучат. Это важно учесть, подводя итоги AutoMotor-2017. Оно не совсем обычно воспринимается.
Но закончим, наконец, с лирикой, и расскажем, что там было, и чего не было.
Было: автомобили класса Super GT от Porsche, Mercedes; Aston Martin DBS, Ferrari 458, Audi, легендарный Jaguar E-Type, Maserati. Чаще других, почему-то, попадались на глаза Chevrolet Corvette, Ford Mustang и Nissan GT-R. И, конечно, красавец McLaren-570GT, звезда автошоу, ценой, на наши деньги (с учетом налогов) 2.5 миллиона шекелей. В прошлом году был Bugatti Veyron за 6 миллионов.
Уже приходилось писать, как лучше смотреть на такие машинки, не особо переживая, что вы – не богатый шейх из Дубая. В одном из романов Александра Беляева написано, как капиталисты профинансировали создание космического корабля, чтобы, спасаясь от мировой революции, улететь на нем на Венеру. Вот у на суперкары можно смотреть как на способ привлечь деньги сильных мира сего (олигархи, звезды Голливуда, гонщики Формулы-1, лидеры преступных группировок) для воплощения самых передовых автомобильных идей… Которые через десяток лет к нам вернутся.
Еще было: мотоциклетный раздел - Harley Davidson, Husqvarna (в том числе, Husqvarna FR 450 Rally - самая дорогая модель из когда-либо представленных в Израиле), Motocross, Supermoto, Fantic (впервые в Израиле), Ducati, Hyosung. А также скутера, квадроциклы, изящные китайские электромобильчики от Green Extreme, похожие на уменьшенную модель внедорожника Hummer… Короче, все, что мы мысленно ставим рядом с классическим понятием "автомобиль". Длинноногие девушки, в расхожем представлении, - атрибут любого автошоу, - тоже были. Вот уж кого хватало! Одна устроилась на крыше кабины Monster Trucks, марки Jeep и ни в какую не желала уходить из кадра. С этими девушками все не так однозначно. Многие посетители потом высказали в You Tube свое недовольство. Им хотелось сделать чисто автомобильные кадры.
Также было: зал ретроавтомобилей. Казалось бы, этим в Израиле никого не удивишь, коллекции у нас интересные и выставляются часто. Но здесь собрана была элита элит. Cadillac 1940 года, лимузин Cadillac Fleetwood 1940 года, Jaguar 1947 года, Buick Super 1948 года и еще десятка полтора им подобных были отреставрированы и вылизаны до состояния "пробег 0 километров". Суперкары тоже красивы, но по-другому. Эти экспонаты воспринимались уже не как машины, а как живые существа. Их обводы казались живыми. Ну объясните же, кто-нибудь, почему вот все это осталось в прошлом, почему вся мощь современного компьютерного дизайна не способна породить таких живых линий?
Не было: ядра выставки. Того, что мы, собственно, называем словом "автошоу". И посетители в своих комментах, конечно же, не оставили без внимания.
Дело в том, что, когда мы говорим "автошоу", то подразумеваем, что все вышеперечисленное, - и ретро, и суперкары, и чемоданы-самокаты, должно восприниматься как периферия вокруг чего-то главного. Это главное - массовый сегмент реального автомобилестроения, его передний край. И вот его не было.
Любому автомобилю, прежде, чем он поступит в продажу, устраивают мировую премьеру. Так и пишут: премьера такой-то модели прошла на автошоу в Женеве или в Детройте. Можно ли представить себе мировую премьеру в Тель-Авиве? Как-то даже странно такое произносить, это будто совсем не про нас. А почему, собственно?
Ладно, не все знаменитые автошоу ориентированы на близкое автомобильное завтра. Некоторые ориентированы на отдаленное будущее. Хорошо, тогда где концепт-кары как реализация новейших автомобильных идей, - реально новейших, а не "впервые представленных в Израиле"? Где научные споры? Где топ-менеджеры ведущих автоконцернов? С одной стороны, понятно: что им у нас делать. С другой - опять-таки, а почему?
То есть, мы пришли на футбольный матч, а нам вместо этого показали красивый парад футболистов, приемы обращения с мячом, демонстративно забили бы несколько голов… И сказали: вот все, что есть. А футбол?
Надо отдать должное организатору AutoMotor-2017 Дорону Гиллеру: в полном смысле слово, "футбола" он и не обещал. Наоборот, на презентации мероприятия - честно предупредил: тель-авивское зрелище нельзя сравнивать со "взрослыми" автошоу, у нас в это слово изначально вкладывается другой смысл. Мероприятие сознательно развернуто в сторону праздника, фестиваля. И цели у него другие.
Читайте также
Вопрос только - это по выбору или за неимением выбора? Если второе, то хотелось бы знать, по какой причине. Потому, что у нас нет своего автомобильного производства? Но в Швейцарии его тоже нет, а там есть автошоу. Мы далеко от центров автомобилестроения? Но Джакарта намного дальше, а автошоу там есть...
Совсем другое дело, если выяснится (только хотелось бы это слышать от серьезных специалистов), что это дорогое удовольствие нам, в принципе, не нужно. Быть может, даже не только по экономическим причинам, но в силу нашей специфики. И все то, что публика получает на "взрослых" автошоу, израильтяне вполне могут получить вот от такого автомобильного фестиваля... теми не совсем "взрослыми" способами, о которых я попытался рассказать.
А за сам фестиваль, конечно, спасибо, он однозначно удался. Зрелищность, драйв, ощущение семейного праздника, который бывает только раз в году, все, что уже в 29 раз позволяет говорить об AutoMotor-2017 как о главном развлекательном мероприятии Песаха, - однозначно заносим в графу "было" и ставим зачет. Кто не видел, тот много потерял.
Теперь посмотрим, как это выглядело.
Вадим Найман
Фото автора
(Продолжение просмотра)